Сегодня Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам, в котором приняли участие представители Правительства и Банка России. Уже с самого начала стало понятно, что это не дежурное мероприятие, на котором будут заслушаны бравурные доклады чиновников финансово-экономического блока. К концу августа в экономике отчетливо наметились негативные тенденции, связанные с продолжающейся политикой Центробанка по удержанию высокой ключевой ставки на протяжении долгого времени.
Владимир Путин прямо отметил, что результата от таких действий никакого нет. Но вначале обращу внимание на следующие слова Президента:
В этой связи вместе с коллегами из Правительства, а также Центрального банка сегодня предлагаю обсудить основные направления экономической политики на период до 2030 года, включая укрепление экономической базы для успешного завершения специальной военной операции. А это, как не раз уже говорил, главное, основное условие для реализации долгосрочных планов развития России
Таким образом, приоритетной целью экономической политики России является победа в СВО. То есть это вопрос обеспечения национальной безопасности страны. А, значит, финансово-экономический блок обязан работать в условиях фактически военного времени, принимая нестандартные и нетипичные для себя решения.
Заявления Владимира Путина я бы разделил на две части. В первой речь шла об успехах первого полугодия, во второй – о назревающих проблемах в экономике и необходимости скорейшим образом принимать соответствующие решения.
Начнем с первого. За первые шесть месяцев 2024 года ВВП вырос на 4,6%, промышленность показала рост на 4,4%. Причем самое главное – обрабатывающие отрасли прибавили 8%. Отличный результат. Все это не может положительным образом не сказываться на бюджетных доходах, которые уже за 7 месяцев приросли на 36% до 20 трлн рублей. Причем доля ненефтегазовых доходов продолжает сокращаться и составляет уже около трети.
Теперь к главному. Президент отметил, что эти позитивные тенденции необходимо усиливать, плавно подведя свою речь к критике денежно-кредитной политики ЦБ, которая не дает результата. Здесь важно вспомнить, что представители регулятора постоянно заявляют о неком «перегреве» российской экономики, что якобы такой рост (в 4,6%) – ненормальная ситуация и его необходимо «охлаждать». Зато Путин, как видим, считает иначе. Не «охлаждать», а «усилить позитивные тенденции в реальном секторе».
Далее глава государства продолжил заочно (так как Набиуллина, по крайней мере, в открытой части совещания молчала) опровергать основные тезисы Центробанка:
Очевидно, что системно с инфляцией необходимо бороться в первую очередь за счет роста предложения товаров и услуг – это ясно, – чтобы их объем отвечал внутреннему спросу: как потребительскому, со стороны граждан, так и инвестиционному, со стороны предприятий, компаний, которые реализуют проекты развития, вкладываются в модернизацию и расширение своих мощностей, в стройку, в покупку оборудования.
Напомню, Центробанк считает, что инфляцию можно побороть через сжатие спроса, что в текущих реалиях априори невозможно. А вот курс на расширение выпуска товаров и услуг, как показывает опыт двух предыдущих лет, наоборот, дает результат. И получается отлично. Несмотря на то, что в ЦБ прогнозировали резкое замедление нашей экономики в 2024 году (рост на 0,5-1,5%), за первое полугодие мы уже получили плюс 4,6%. И даже высокий уровень ключевой ставки не смог остановить развитие России.
Собственно, о ключевой ставке. Путин также отметил, что несмотря на ее текущий уровень динамика опережающих темпов роста кредитования продолжается. Причем как в корпоративном, так и в потребительском секторе.
Повторю, что высокие темпы роста потребительского кредитования, действительно, оказывают определенное давление на инфляцию. Конечно, никакого перегрева здесь нет, но замедлить потребкредитование было бы правильно. Однако таким образом, чтобы это не нанесло удар по реальному сектору экономики. То есть не через рост ключевой ставки, а через ужесточение правил выдачи потребительских кредитов.
С данной инициативой недавно выступили в Правительстве. И сегодня, в ходе совещания, Путин призвал кабмин и ЦБ повысить эффективность скоординированных действий. Впрочем, посмотрим, как это будет реализовано на практике, ведь горделивый Центробанк не любит, когда Правительство вмешивается якобы в его исключительную сферу ответственности. Хотя та же высокая инфляция не выгодна никому. Другой вопрос – как с ней правильно бороться. И явно не так, как это делают в ведомстве Набиуллиной.
Таким образом, уже в открытой части Путин резко прошелся по денежно-кредитной политике ЦБ, отвергнув все его аргументы. Думаю, в закрытой было еще интереснее. И это вполне объяснимо, ведь свои обещания о том, что инфляция вернется к «таргету» в 4% к концу 2024 года, Набиуллина не сдержала. Это уже понятно. Зато нанесла серьезный удар по развитию реального сектора экономики, который только вышел на высокие темпы роста. О решениях, принятых в закрытой части совещания, мы должны узнать уже совсем скоро.