История с отъемом у китайцев портов только начинается, хотя владелец компании CK Hutchison Holdings Ли Кашин и отложил ее подписание на неопределенный срок. CK Hutchison управляет двумя из пяти портов, прилегающих к Панамскому каналу. Трамп потребовал ликвидировать китайское влияние на канал. Китайский владелец согласился передать контроль над ними американским инвесторам за 22,8 млрд долларов. Но тут возмутился официальный Пекин.
Пекин окончательно похерил большую сделку о продаже гонконгской компанией CK Hutchison 43 портов (включая два порта в Панаме) американскому инвестиционному фонду Black Rock. Сделку заблокировали антимонопольные органы КНР. Так подали эту новость российские официальные СМИ и патриотические блогеры.
Однако все не так просто. Проект «Китайская угроза» охладил патриотический угар российских борцов с американским империализмом.
Дело в том, что Ли Кашин имеет канадское гражданство и ему, как и российским олигархам, глубоко фиолетовы все разговоры о патриотизме и ответственности перед Родиной. Ли получил канадское гражданство еще в 1990-е годы, чтобы облегчить инвестиции своей компании в бизнес в Канаде.
Хотя Китай не признает двойное гражданство, жители Гонконга, получившие паспорт другой страны до возвращения Гонконга Китаю в 1997 году, рассматриваются как только граждане КНР достаточно формально.
Компания Hutchison зарегистрирована на Каймановых островах. Большая часть активов Ли Кашина находится за границей. В частности, на Европу приходится около 40%, а доля в Китае сократилась до 30%. То есть, он такой же, как и настоящие хозяева России, которые держат деньги отнюдь не в Сбербанке.
Как отметил соуправляющий директор компании, — сделка по портам не политически мотивирована, а является чисто коммерческим решением.
Десятки портов, принадлежащих компании находятся не в Китае, а разбросаны по всему миру, где Китай не имеет над ними юрисдикции. Совершенно непонятно, каким образом китайские власти смогут юридически корректно объяснить, почему они выступают против продажи активов одной частной компании другой частной компании.
Требования властей к Ли — прямое политическое манипулирование, которое в случае успеха надолго подорвет деловую и финансовую репутацию Гонконга в глазах мирового бизнеса. И будет способствовать оттоку из Гонконга иностранных инвесторов.
Удивляет другое. Совершенно непонятно, почему мы должны поддерживать какую-то из сторон хозяйствующих субъектов, до которых нам, по большому счету, нет никакого дела. Для нас, что Трамп, что Ли Кашин – все едино.