После известных событий с самолётом авиакомпании Ryanair, ведётся активное обсуждение, какие бы ещё санкции ввести против Белоруссии
В качестве целей рассматриваются очень многие предприятия, но как оказалось, в вопросе санкций далеко не всё однозначно.
Одними из самых главных интересантов в «белорусском вопросе» являются Литва и Польша. Оно и понятно – исторические фантомные боли и если уж владеть территорией страны больше не суждено, то очень хочется оказывать на Белоруссию своё влияние, иметь такого послушного «младшего брата». Похоже на имперские амбиции, однако, тут всё в карликовых масштабах. Особенно сильны эти настроения у Литвы, которая когда-то полностью владела Белоруссией и постоянно заявляет о некоей с ней «общности». Эту тему активно поддерживает и белорусская оппозиция. Не секрет, что многие из белорусских оппозиционеров даже и белорусами себя не считают, а заявляют, что они «литвины».
И конечно же, Литва активно выступает за самые жёсткие и решительные санкции, которые могли бы ударить по белорусской экономике, чтобы это хоть как-то приблизило крах «режима Лукашенко». Само собой, что сама Литва в этом отношении достаточно немощна и поэтому, санкции должны вводить старшие партнёры Литвы по Евросоюзу и НАТО. И вот тут началось то, что Литве очень не понравилось.
Дело в том, что «старшие партнёры» предложили ввести санкции против «Беларуськалия». И тут, вроде бы всё очень логично – это предприятие одно из самых успешных в стране и является одним из главных доноров бюджету республики. Вот ударь по нему – и «режим Лукашенко» ощутит это буквально немедленно, так как сразу значительно съёжится бюджет страны и неизбежно начнёт расти социальная напряжённость. Несомненно – лучшая цель для санкций.
Однако, президент Литвы Гинтанас Науседа почему-то заявил, что санкции именно против этого предприятия могут оказаться не особенно эффективными. Заявление очень странное, так всё очевидно. Но самое интересное, что причины делать заявления у литовского президента есть. И причины эти – самые, что ни на есть, шкурные.
Дело в том, что экспорт основной доли продукции «Беларуськалия» идёт по Литве, транзитом. И переваливается в порту Клайпеды. Прибалтийские порты сейчас и так находятся в достаточно унылом состоянии, так как транзит из России и Белоруссии через них постоянно сокращается, а Клайпедский порт совсем недавно потерял большую долю перевалки нефтепродуктов из той же Белоруссии. И «Беларуськалий» является для Клайпедского порта тем предприятием, кто фактически его кормит, не даёт умереть голодной смертью. Да и доходы в литовский бюджет от этого транзита тоже достаточно ощутимые.
Получается, что вопросе санкций против Белоруссии, Литва ведёт себя очень двулично. Вроде бы и хочется санкций, причём самых жёстких, но с другой стороны, очень не хочется наносить ущерб и своей экономике, причём, ущерб достаточно ощутимый. Так что ничего – работу «Беларуськалия» в Литве согласны потерпеть, несмотря на то, что работа этого предприятия очевидным образом способствует живучести «белорусской диктатуры».
Но самое замечательное, это именно вот то заявление, что санкции против «Беларуськалия» могут оказаться «неэффективными». Ведь прямо назвать причину не хватает смелости и поэтому приходится врать и юлить. А вдруг, «старшие партнёры» не поймут? Ведь они легко могут поступиться интересами Литвы, даже не моргнув. Первый раз что ли? На экономику Литвы им плевать целиком и полностью, ради борьбы с «режимом Лукашенко» её часть можно принести в жертву.
И я даже не знаю, удастся ли господину Науседе убедить партнёров в «неэффективности санкций» против «Беларуськалия». Ведь по большому счёту, аргументов нет. А если сказать правду – то это не возымеет останавливающего эффекта. Вот и получается, что далеко не все санкции одинаковы полезны. Потому что, другим концом они лупят по тем, кто отчаянно призывает их вводить.