С момента «Марша справедливости» или мятежа, устроенного ЧВК «Вагнер» против руководства Министерства обороны, прошла неделя. Несмотря на то, что (по крайней мере в публичном поле) со стороны власти выдается мало информации относительно реальных последствий этого события, сделать первые промежуточные итоги уже можно.
В первые дни с момента разрешения кризиса был озвучен сценарий, по которому зачинщики мятежа в лице ЧВК «Вагнер» и его руководителя Евшения Пригожина получают возможность беспрепятственно выйти на территорию Белоруссии. Кроме того, они не будут уголовно преследоваться и все уже открытые дела будут против них закрыты. С другой стороны, требования Пригожина уволить министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба (по совместительству руководителя спецоперацией) Валерия Герасимова — не были выполнены.
С одной стороны можно выдохнуть и сказать: «фух, пронесло». Но с другой стороны, возникает резонный вопрос, а зачем тогда все это заваривалось? С учетом озвученного факта о новом месте базирования ЧВК в Белоруссии некоторые даже увидели в этом хитрый план, что теперь «Вагнер» находится в очень удобном для Москвы местоположении и, в случае чего, сможет как пойти на Киев с севера, так и встать на оборону Белоруссии при агрессии со стороны Польши и Прибалтики. Но для того, чтобы попытаться разобраться в этой ситуации, нужно изучить все по порядку.
Минобороны: Шойгу, Герасимов, Суровикин и другие
В первые дни с момента начала разрешения ситуации больше всего разговоров было о том, на каких условиях Пригожин согласился остановить свой походу на Москву. С учетом того, что на тот момент уже был взят штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону, а также, как потом стало известно, были сбиты 6 вертолетов и один самолет Минобороны с общими потерями в 30 военных, стало понятно, что «Вагнер» был очень серьезен в своих намерениях.
Но уже к вечеру все «закончилось». Во всей этой истории появился президент Белоруссии Александр Лукашенко, который позже заявил (и чем подставил Пригожина), что сам руководитель «Вагнера» отказался от требования отставки руководства Минобороны страны. С одной стороны, будто бы становится понятен исход сюжета Шойгу с Герасимовым, а с другой — снова начали строиться теории о том, что решения по ним будут носить отложенный характер. То есть сейчас, идти на поводу у «Вагнера» и демонстрировать слабость государства не стоит, но можно будет через несколько недель, максимум месяцев — провести перестановки в Минобороны.
Не знаю, возможно так и будет, но события последующих дней показали несколько другую картину. В понедельник утром впервые появились сведения о Шойгу: в новостных выпусках выпустили ролик, в котором министр проводит инспекцию Западного военного округа. Хоть впоследствии появились сведения, что этот ролик записывался еще до мятежа, очевидно, что с министром президент еще не прощается. Позже Шойгу участвовал в совещании президента с силовиками, а на следующий день был на Соборной площади в Кремле, где Путин выступал со словами благодарности в адрес Минобороны, ФСБ, Росгвардии, МВД и других силовых структур.
Носило это может слегка комичный характер с учетом сданного без боя Ростова, слухов об отказе вступать в боестолкновения с «Вагнером», но здесь можно разглядеть попытку власти успокоить представить для общества картинку, что все было под контролем. Но дальнейшие события показали и другую картину.
В случае с Минобороны, одни получали награды, а в отношении других — пошли серьезные проверки и расследования. По имеющимся инсайдам, специальные комиссии и спецслужбы занимались поиском виновных в произошедшем и тех, кто был связан с мятежом, а в приграничные регионы направлялись отряды спецназа ФСБ для арестов. Таковых разделили на три группы: участвовал напрямую, способствовал своими действиями (в том числе и бездействием), знали и ничего не предприняли.
Больше остальных под фокусом внимания находился генерал армии, командующий Воздушно-космическими силами Сергей Суровикин. Сначала была информация, что он был арестован и доставлен в Лефортово, почти сразу эту было опровергнуто. Впоследствии его родные сказали, что все с Суровикиным в порядке, он выполняет свои обязанности и скоро сам выступит и расскажет, что с ним и как.
По большому счету выступить можно было и без таких анонсов, но и самого выступления в конечном счете не последовало. В конечном же счете стало известно, что внезапно в отпуск пошел заместитель Суровикина Андрей Юдин, а потом согласно тем же инсайдам, он был отправлен в отставку, о чем публично сообщится позже.
Подводя итог по части Минобороны, нужно сказать, что скороспешной реакции на произошедшее не последовало. Сейчас сложно ответить, на чьи плечи возложат вину за мятеж — тех, кто его спровоцировал своей работой и отсутствием реакции на призывы Пригожина или же те, кто способствовал зачинщикам. Пока что в большей степени вырисовывается картина второго. Но может, со временем, в подходящий момент будут и смещены те, отставки кого требовал Пригожин.
Отдельно нужно сказать по Герасимову. Его судьба сейчас больше всего непонятна. С одной стороны, официально решений по нему никаких не озвучивается и из публичного поля он пропал (в последний раз о нем было слышно в субботу, когда уже начинал набирать обороты мятеж), а с другой — он и мог стать предметом договоренностей Пригожина с Лукашенко, но результат этого решения может также быть отсроченным по времени.
В пользу этой версии говорит и сам факт произошедшего. По причине просчетов Генштаба пришлось привлечь к СВО наемников, по тем же причинам ЧВК набрал силу и стал критически опасным для власти, а в конченом итоге из-за медийно раздутого конфликта, где Герасимов так же фигурировал, практически без боя «Вагнер» захватил Штаб ЮВО, а мог и пойти захватывать ядерные объекты.
ЧВК «Вагнер» и Пригожин
Вокруг мятежников также в течении недели развивался сюжет. Вначале, после озвучивания решения по прекращению мятежа, стал непонятен сценарий реализации обещанного. Уже к тому времени было открыто уголовное дело против зачинщиков, инициированное ФСБ, а потому у общества стали закрадываться мысли о том, что «вагнеров» могут «прокатить» с обещаниями.
Но нет, спустя несколько дней дело было действительно закрыто, и что касается организации мятежа они вроде бы не преследуются. Но под вопросом остаются инциденты, связанные с вертолетами, самолетом и погибшими летчиками. Пригожин взял на себя обязательство выплатить семьям погибших компенсацию, но по расследованию этих событий и тому, на чьей совести останутся жизни погибших — остается вопрос.
Отельный сюжет развивался относительно непосредственной работы ЧВК и их рода деятельности. Тревожные новости шли из Сирии и Африки, где продолжают работу бойцы. По неподтвержденной информации в Сирии силами спецназа были задержаны командиры «Вагнера», которых потом спецбортом доставили в Россию. Еще были слухи о сворачивании работы «Вагнера»в Центрально-африканской республике, но позже власти ЦАР заявили, что у них есть договор с Россией, и они согласятся принять хоть «вагнеров», хоть «моцартов», хоть «бетховенов». Что, в целом, не придало ясности происходящему.
Противоречивые данные шли и о разоружении «Вагнера». Сначала говорилось о том, что этот процесс идет, а техника «Вагнера» отойдет Росгвардии. Позже депутат Александр Хинштейн заявил, что Росгвардия будет получать технику в рамках имеющихся договоров с Рособоронзаказом. Но и это не дает понять, что происходит с техникой «Вагнера» и то, какую боеспособность он будет иметь в финале всей этой истории.
Едва ли не больше всего вопросов возникало о том, что будет с Пригожиным. Сам он в субботу подтвердил прекращение похода на Москву, а позже, опубликовал запись, в которой рассказал о мотивах мятежа и того, что в противном случае «Вагнер» ожидал разгон из-за необходимости подписания контракта с Минобороны. После этого официальная информация о нем перестала поступать
В первые дни после прекращения мятежа много кто следил за перемещением джетов Пригожина. Вначале сообщалось, что бизнесмен был замечен в одной из гостиниц Минска. Затем, его борты курсировали несколько раз из Минска в Москву, Санкт-Петербург и обратно. Неясна цель его перемещений, но очевидно, что Пригожин имеет гарантии, в соответствии с которыми перемещается он по России без опаски быть арестованным, чего нельзя сказать о сотрудниках Минобороны, действия которых в день мятежа сейчас особо пристально изучается.
Отдельно стоит изучить тот образ Пригожина, который представляется сейчас публике. В одном из выступлений, посвященных мятежу, Владимир Путин попытался обличить Пригожина в лицемерии касательно того, что он выступал против олигархов. С этим умыслом было озвучено, что, начиная, с мая 2022 года, на нужды «Вагнера» было выделено из бюджета 86 млрд рублей. Кроме того, принадлежащая Пригожину фирма «Конкорд», которая занимается снабжением продуктами питания для Минобороны, за это время заработала 80 млрд рублей.
Позже эта информация подавалась и раскручивалась так, что следователям стоит пересчитать, куда были направлены все средства и нет ли в работе Пригожина коррупционной составляющей. Здесь же несколько раз «обнаруживались» микроавтобусы с деньгами Пригожина, припаркованные в разных частях Санкт-Петербурга. Непонятно, будут ли последствия у этих действий, но очевидно то, что государство всеми силами пытается не допустить героизации «Вагнера» и ее руководителя Евгения Пригожина.
Спецоперация
По мере охлаждения всей этой истории все больше взгляд возвращается к Украине и тому, как мятежа «Вагнера» и последующий его исход в Белоруссию скажется на боеспособности российских войск.
Примечательно резкое изменение в СМИ описания роли «Вагнера» в продолжающемся конфликте. Если раньше «Вагнер»отождествляли с победой, героической борьбой и завоеванием Бахмута (последней на текущий момент большой победой России в ходе СВО), то сейчас в отношении ЧВК высказывается критика.
Командир специального отряда «Ахмат» Апти Алаудинов уже после окончания мятежа выступил с критикой в отношении руководства «Вагнера», обличив их в том, что они «закидывали мясом» врага, за счет чего и достигали своих военных успехов. Другой наиболее часто упоминаемый нарратив — «Вагнер» очень долго брал Бахмут. Якобы Мариуполь силами Минобороны и корпусе ДНР удалось взять за 71 день, а для взятия Бахмута потребовалось 224 дня.
Кроме того, несмотря на новую дислокацию «Вагнера», официальные власти четко дают понять, что больше прибегать к услугам ЧВК, как это выглядело до 24 июня, не собираются. Базы «Вагнера» продолжают работать и принимать бойцов, но в дальнейшем прошедшим обучение придется выбрать — или подписать контракт с Минобороны, или вступить в состав «Вагнера» на территории Белоруссии и действовать за рубежом.
В конечном же итоге мятеж, конечно же сказался негативно на общей боеспособности российских войск. Прежде всего, была приостановлена (если не утеряна) работа одного из наиболее зарекомендовавших себя подразделений, который имеет многолетний опыт ведения боевых действий. Вторым негативным аспектом стал разлад внутри Минобороны, когда часть офицеров и генералов, так или иначе выражая лояльность «Вагнеру», оказалась в опале, неважно заслуженно или нет.
Можно конечно попытаться описать ситуацию фразой «что не убивает, делает нас сильнее», но как грамотно кто-то описал обсуждаемую ситуацию — попытайтесь стать сильнее от инфаркта. Получение необходимого иммунитета или заражение серьезной болезнью получили мы — покажет дальнейшее развитие событий на поле боя.
Сейчас продолжается фаза наступления украинских войск, но в какой-то момент она прекратится, и Минобороны придется показать что-то кроме ракетных ударов. В последнее время этим «что-то» занимался «Вагнер» за счет своих штурмовых групп. Будем надеяться, что на смену ему придут другие герои, которые при командовании опытных генералов и офицеров смогут показать силу российской армии.