Президент Украины Зеленский анонсировал очередной «мирный план» по урегулированию конфликта. На брифинге с президентом Словении Наташей Пирц-Мусар он пообещал представить «подробный мирный план к концу года». По мнению экспертов, для России могут готовить новое «соглашение-ловушку» вроде «Минска-3».
Новая риторика Банковой
По словам Зеленского, документ будет состоять из трех ключевых направлений – это энергетическая, продовольственная безопасность и обмены военнопленными.
«Мы работаем над тремя детальными планами, и мы эти вопросы решим в ближайшее время. Все остальные пункты «формулы мира» мы доработаем и подготовим совокупный план, который будет на столе перед всеми нашими партнерами. Производство технологий, дронов, артиллерии у нас увеличивается, мы должны быть сильными на поле боя. Это два параллельных процесса — быть сильными и разработать детальный план, который будет готов в этом году», — сообщил он.
Чуть ранее Зеленский заявил, хочет выйти на переговоры об окончании конфликта с Россией и «Украина не хочет затягивать войну, чтобы она продолжалась годами». Он признал, что у Украины «много раненых и убитых на поле боя и нет много времени». По итогам саммита в швейцарском Бюргенштоке он говорил, что готов начать переговоры с Россией «уже завтра, если Москва будет уважать территориальную целостность Украины».
Фото: globallookpress.com/Presidential Office of Ukraine
Из этой истории можно сделать несколько выводов. Первый — Зеленский пока не отказался от идей выхода на границы 1991 года, вывода русских войск из зоны СВО и получения репараций от Москвы. То есть в условиях, когда Украина ежедневно теряет территории, на Банковой смеют мечтать о капитуляции России, чем и является на деле «формула мира» Зеленского. Второй вывод — в Киеве признали, что его изначальный план на швейцарскую конференцию провалился. Заманить на форум топ-представителей дружественных России держав толком не удалось. А те, что прислали своих посланников, наотрез отказались подписать итоговое коммюнике.
Как тонко подметило издание Time, у Киева в Швейцарии «получилось далеко не все». Солировавший там глава офиса президента Андрей Ермак лично убедился: добиться создания «единой мировой антирусской коалиции» нереально. Третий вывод — на Украине поняли, что попытки диктовать Москве свои условия вызывают недоумение как у стран Глобального Юга, так и у ряда западных держав. А значит, пора говорить о «будущем примирении» — с одной стороны, настаивая на своем, с другой — кое-как пытаясь учесть новые обстоятельства, включая предложения Москвы.
Цугцванг от Путина и Байдена
В преддверие швейцарского саммита 14 июня президент Владимир Путин сделал сильный политический ход, озвучив ультиматум России по урегулированию конфликта. Наши требования просты и понятны: вывод сил ВСУ из Донбасса, Херсонской и Запорожской областей, установление внеблокового и безъядерного статуса Украины, плюс отмена всех санкций, введенных Западом против РФ. Сильное впечатление на «партнеров» произвели слова Путина, что «если Украина и Запад сейчас не согласятся с нашим планом урегулирования, то в дальнейшем условия России станут только жестче».
Сильно повлиял на позицию Киева и результат первых президентских дебатов в США. После них «Байден завис над пропастью», а победа Трампа стала весьма вероятной. Теперь Киеву нужно готовиться к тому, что президентом США может стать человек, много раз призывавший перестать оказывать ему военную и финансовую помощь. Трамп ни разу не сказал, в отличие от Байдена, что Россия «должна вернуть Украине все освобожденные территории и потерпеть поражение в конфликте».
Фото: globallookpress.com/Will Lanzoni
Судя по заявлениям его штаба, Трамп намерен силой усадить Киев и Москву за стол переговоров и заморозить конфликт, «вынеся за скобки» вопрос территорий. То есть оставить освобожденные русской армией территории под контролем России. По сути, это превратит «формулу Зеленского» в мусор. Как считают эксперты, в качестве программы минимум Трамп может просто абстрагироваться от Украины, прекратить ее финансирование и предоставить решать эту проблему Европе. Возможная победа Трампа порождает очень тяжелые вызовы для Киева, и дебаты эту перспективу заметно приблизили.
Попытка «сохранить лицо»
Видимо, на фоне этой угрозы Украина пытается перехватить переговорную повестку. И сформировать под нее некую «базу» к моменту вероятного пришествия к власти Трампа в конце 2024-го. По мнению аналитиков, на Банковой могут подготовить некий новый план окончания войны — с учетом сложившихся на тот момент военных и геополитических реалий. Они не исключают, что он будет ближе к планам Трампа по окончанию войны по линии фронта, чем к «формуле мира» Зеленского.
Возможен и вариант, при котором администрация Байдена (если он все же останется кандидатом в президенты) попробует еще до выборов остановить конфликт на Украине, чтобы выбить этот «козырь» из рук Трампа. Но быстрая «заморозка» войны с учетом положения дел на фронте возможна лишь по текущей линии фронта. А также при условии огромных уступок России со стороны Запада. Такой сценарий выглядит труднореализуемым еще и потому, что в Москве прекрасно помнят опыт «Минска-2», который на деле никто на Западе не собирался выполнять.
Фото: globallookpress.com/Will Lanzoni
На Украине озвучивают и еще одну версию — что в июле-августе ВСУ предпримут новый «контрнаступ» с целью захватить часть территорий. А также улучшить переговорные позиции Киева накануне вероятного прихода Трампа в Белый дом. И доказать ему, что у Украины есть шансы перехватить инициативу в конфликте, а ее поддержку стоит продолжать. Минус этой версии — в технологичности нынешней стадии конфликта: сейчас крупный «контрнаступ» возможен лишь при подавляющем преимуществе одной из сторон в живой силе, технике и поддержке с воздуха. Таких потенций сегодня у ВСУ явно не просматривается.
Эксперты: «лукавство от Зеленского»
Как считает первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков, заявление Зеленского о «всеобъемлющем плане урегулирования» означает, что он не готов обсуждать условия, озвученные Путиным.
«Это похоже на попытку затянуть обсуждение вопроса, и на отказ от реализации плана, который сформулировала Россия. Для того, чтобы выдвигать некие «мирные инициативы», нужно иметь на это моральные, политические и правовые основания. Зеленский более не является президентом Украины, его полномочия по Конституции истекли. Поэтому «план Зеленского» можно рассматривать наравне с планом любого другого гражданина мира», — заявил Новиков.
По его словам, Зеленский в любом случае не та фигура, которая может гарантировать исполнение любых договоренностей и соглашений.
«Зеленский потому и перешел от милитаристской риторики и угроз «нового контрнаступа» к миротворчеству и выработке «новых инициатив». Это должно позволить ему остаться субъектом международных договоренностей, и способствовать легализации исполнения им функций президента. Россия с этим не согласна», — заключил Новиков.
Фото: globallookpress.com/Pool /Ukrainian Presidentia
Глава комиссии Общественной палаты России по вопросам суверенитета Владимир Рогов считает это «лукавством со стороны Зеленского».
«Ни в каком реальном мирном плане ни он, ни его окружение, зарабатывающее на конфликте, не заинтересованы. Война для Зеленского и его окружения — единственная возможность удержаться во власти, а слова украинского лидера — не более чем пустословие, верить им нельзя. Максимум, что он может сделать в итоге — представить «мирные предложения», надиктованные Западом, который хочет продолжения конфликта», — указал Рогов.