Похоже не только Россию раздражает излишняя многовекторность Казахстана. Так или иначе, а определяться придется.
Стремление любого государства выстраивать партнерские отношения со всеми участниками мирового сообщества является естественным и логичным. В такой ситуации главное держаться в рамках приличия, не вставляя палки в колеса другим странам, особенно считающимся союзниками. К сожалению, Астана не придерживается данного постулата, что вызывает объективное недовольство в России. Несмотря на то, что именно Москва в начале 2022 года сыграла ключевую роль в стабилизации внутриполитической ситуации в Казахстане, сегодня руководство республики предпочитает об этом не вспоминать.
И Бог с ней с благодарностью, но зачем вредить своему ключевому партнеру по ЕАЭС и военному союзнику в рамках ОДКБ? Речь в данном случае идет о сером импорте. Еще в апреле прошлого года помощник президента Казахстана Тимур Сулейменов заявил об отсутствии у Астаны планов по становлению этаким инструментом для обхода западных санкций. Согласитесь, услышать такое от дружественного государства весьма неожиданно. И надо отметить, что Казахстан подкрепил слово делом. Сначала местные банки пошли на нарушение двустороннего соглашения с РФ, отказавшись принимать оплату в рублях. А минувшим летом Астана не пропустила в Россию партию китайских дронов DJI Agras T30 на сумму свыше 15 млн рублей. Причем эти БПЛА предназначались для нужд сельского хозяйства.
Такую дерзость не стала терпеть не только РФ, но и КНР. Ответ последовал жесткий. Как известно, Пекин стремится возродить легендарный Великий Шелковый путь. В рамках этой стратегии он работает над созданием транспортного коридора «Восток – Запад». И один из маршрутов должен был пролегать на территории Казахстана. Транзит товаров сулил Астане колоссальную прибыль. Но очень похоже, что теперь она об этом будет только мечтать. Дело в том, что дорогу, прокладываемую в России, решили продлить в Сибирь с выходом к границе с Монголией. Таким образом, Казахстан остается в стороне.
Очевидно, что Москва не могла самостоятельно принимать решение по столь масштабному проекту, реализуемому Китаем. Судя по всему, в Поднебесной тоже устали от выходок Астаны, которая при каждом удобном случае смотрит в рот Западу. Заискивание перед Соединенными Штатами и Европой будет стоить Казахстану сотни миллионов, а может быть и миллиарды долларов в год.
Стоит отметить, что Астана осталась не у дел и в случае с «Южным транспортным коридором». Если раньше планировалось привлечь Казахстан к этому проекту, то летом от этой идеи отказались из-за создаваемых им препятствий на пути грузов, направляющихся в Россию. Как сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, новый маршрут ведет с юга Киргизии в Узбекистан, оттуда в Туркмению и через каспийский порт Туркменбаши в Астрахань. Таким образом и здесь Астана теряет огромные деньги. Впрочем, трудно сказать, станет ли это для нее уроком. Пока что никакого переосмысления с ее стороны не видно.