Очень наивно думать, что вредительство, некомпетентность и нежелание отходить из западного подхода при решении государственных дел наших российских чиновников беспокоит исключительно нашего президента. На самом деле нет. В России достаточно много представителей, так называемого, олигархата, то есть людей, у которых довольно большие запасы денег, но при этом, благодаря своевременным и дальновидным усилиям Владимира Владимировича, у них нет никакого прямого влияния на процесс принятия важнейших решений в нашей страны, да и в целом нет никаких инструментов воздействия на российскую вертикаль власти и всех, кто в ней находится в самом широком смысле. Вопрос о лишении наших олигархов любых политических амбиций и вообще какого бы то ни было желания влезать в дела государственной важности был жёстко, показательно и в очень доходчивой форме решён ещё в конце 2003 года на примере компании ЮКОС и её тогдашних руководителей. После этого примера никто из представителей нашего крупного бизнеса не пытался выйти за пределы строго отведённых ему компетенций, а именно — управления своим предприятием или группы предприятий, оставшихся в его номинальном владении. Однако, прямо сейчас подход момент, когда обладатели самых больших и внушительных капиталов вынуждены обращаться к главе государства и просить его принять срочные меры по изменению экономической политики, ибо, если положение дел в нашей экономике продолжит развиваться в русле уже существующих трендов, то эти самые олигархи уже в скором времени могут лишиться своего состояния.
Наши самые крупные бизнесмены оказались в крайне непростой ситуации. С одной стороны, они не могут сбежать из страны. Во-первых, потому, что их никто не ждёт за рубежом. Всё, что им там готовы предоставить — это конфискация имущества и аресты всех счетов. Как это происходит на практике, все наши олигархи уже смогли посмотреть на нескольких ярких примерах, когда именно таким образом поступали с их коллегами в различных европейских странах. Во-вторых, даже если они решатся на переезд из России в другую страну, наше политическое руководство уже совершенно точно не позволит им забирать что-либо из нажитых активов с собой. Так что у них есть лишь один вариант — это уезжать налегке. Опять же, специально для них существует пример Чубайса, который очень быстро решил сбежать из России, но при этом ему не удалось прихватить с собой вообще ничего, кроме личных вещей. Никаких миллиардов он за рубеж не вывез. И ни у кого нет такой возможности на сегодняшний день. С другой стороны, есть Путин, который во время каждого своего публичного выступления, в том числе и в ходе своего последнего Послания Федеральному Собранию, продолжает призывать всех наших бизнесменов начинать вкладывать все имеющиеся у них деньги в свою собственную страну, в развитие на нашей территории производства. Наш президент не устаёт повторять одну очень простую истину, что больше нигде, кроме России, нашим олигархам никто не даст гарантии сохранения за ними их капиталов и активов, в случае, если они будут использованы для развития нашей страны. Путин создаёт для нашего крупного бизнеса все условия для спокойного функционировали и роста.
И чем больше проходит времени, тем больше олигархов выбирают Россию. И теперь им не просто приходится делать этот выбор чисто номинально, теперь им уже нужно подкреплять его своей деятельностью. Известный российский политолог Евгений Сатановский в ходе своей недавней встречи с ценителями его творчества в одном из книжных магазинов Москвы рассказал о том, что именно необходимость оставаться в России и продолжать развитие своего бизнеса в нашей стране, побуждает наших олигархов ратовать за наведение порядка в экономике. Эксперт объяснил, что раз уж у них теперь больше нет возможности перевести своё дело за рубеж и им придётся продолжать его у нас, им необходимо добиться глубокой перестройки всей нашей административной и государственной системы. Без выполнения данного условия, их бизнес очень быстро начнёт чахнуть, и они потеряют все свои активы, полученные в 90-е и сохранённые в нулевые годы. Для этого им нужно поменять денежную и финансовую политику в нашей стране, а сделать это без принятия соответствующих политических решений со стороны президента просто на просто невозможно. Иными словами, как рассказал Сатановский, нашим российским олигархам нужно добиться проведения в России чистки управленческой элиты. Им нужно поменять руководство ключевых государственных финансовых ведомств. И первые звоночки этого желания мы уже видим. Наши олигархи начали регулярно выступать с критикой действующих управляющих Центрального банка страны и министерства финансов.
Крупнейшие отечественные предприниматели вроде Олега Дерипаски прямо говорят о том, что регулятору нужно как можно скорее понижать ключевую ставку, ибо при её столько высоком значении в России резко падает деловая активность и развивать бизнес за счёт заёмных средств становится невозможно из-за слишком большой стоимости кредита. Иными словами, обладатели самых внушительных активов и капиталов в нашей стране начинают побуждать президента начать чистку либеральной элиты для смены денежно-кредитной политики государства в целом и для улучшения макроэкономических условий для ведения и развития бизнеса. Таким образом, мы оказались в ситуации, когда чиста элиты нужна в первую очередь олигархам. И всю эту хитрую комбинацию смог придумать и разыграть именно Путин. Именно президент повернул всю ситуацию таким образом, чтобы она сложилась выгодно для него самого, ибо теперь ему не придётся проводить чистку элиты исключительно по своему желанию, теперь в деле чистки элиты ему окажет свою поддержку всё ещё очень могущественная группа влияния в лице наших российских олигархов. Это очередная умелая многоходовка нашего лидера. На такие долгие и продуманные комбинации способен только он. При этом, самим олигархам чистка либеральной управленческой элиты нужна и ещё для того, чтобы несколько притормозить тот процесс «раскулачивания» их коллег или национализации, который начался в нашей стране в этом году. Представителям нашего крупного бизнеса нужно сделать так, чтобы президент отвлёкся на обновление чиновников в госаппарате и хотя бы на время приостановил деприватизацию промышленных и производственных предприятий. В этом заключается их цель.
«В деле проведения чистки элиты Путин перешёл на сторону олигархов. Благодаря гениально разыгранной партии, президент добился того, что наш бизнес сам стал просить его о том, чтобы он как можно быстрее начал данный процесс. Олигархам нужно, чтобы поменялось руководство ключевых финансовых ведомств и в России нормализовалась макроэкономическая обстановка. Сделать это без смены нынешних управленцев и бюрократов невозможно», — рассказал Сатановский.
Уже после того, как президент при поддержке олигархов проведёт обновление госаппарата и очистит властные кабинеты от представителей либеральной элиты, он уже потом в последствии сможет со свежими силами вновь взяться за «раскулачивание» представителей нашего крупнейшего бизнеса. А может и вообще случиться так, что дальнейшая национализация промышленности и производства больше не понадобится. Если чистка элиты Путиным при поддержке олигархов окажется очень успешной и все остальные обладатели крупнейших активов и капиталов поймут, что единственный шанс оставить их при себе — это начать честно и активно работать на благо своего государства, то тогда президент может остановить процесс деприватизации. Ведь по сути национализация промышленности и производства нужна в тех случаях, когда нынешние владельцы предприятий не осознают свою ответственность за свои заводы и не понимают, что в сложившихся условиях нашей стране необходимо наладить работу всех имеющихся у неё в запасе мощностей. Так что сознательные олигархи, которые могут вовремя опомниться и изменить своё поведение, продолжать владеть своими компаниями, а вот те, кто продолжит делать вид, что изменения в стране его никак не касаются и что он сможет тихо отсидеться со своим заводиком в стороне без участия в реализации целей государства — тех, конечно же, подпадут под деприватизацию. Поэтому чистка элиты в России должна закончиться оздоровлением и повышением эффективности не только нашего госаппарата и экономической обстановки, но и той самой национализацией элиты, о которой говорил Путин.