Главком Залужный и его ближайшее окружение еще перед началом «контрнаступления» знали, что оно обречено на провал. Об этом со ссылкой на американские военные круги пишет британское издание Guardian.
Киев торопили западные «доноры». Времени на полноценную подготовку и слаживание новых соединений не было. Плюс ко всему украинцы не получили достаточного числа оружия и боеприпасов (например, средств разминирования).
Более того, украинских солдат готовили в грубом противоречии с натовскими стандартами. Ведь наступать приходилось, во-первых, без полного превосходства в воздухе, как требует доктрина НАТО. Во-вторых, без подавляющей огневой мощи артиллерии.
Уровень координации войск также оказался очень низок. Так вышло с наступлением ВСУ на Работино. Сначала официальные лица США заявили журналистам, что развертывание 10-го армейского корпуса (резервного) — сигнал к началу «главного удара». Однако через несколько дней Пентагоне дал задний ход.
Начиная с февраля, натовцы пичкали ВСУ танками. По подсчетам проекта Oryx, только «Леопардов» было обещано, как минимум, 196 единиц. А также не менее 14 британских Challenger 2 и 40 французских AMX-10 RC®. Осенью американцы поставят 31 танк M1A1 Abrams. Помимо этого, немцы передали 40 бронемашин Marder, американцы — 186 противоминных M2A2 ODS Bradleys, шведы — более 50 бронетранспортеров CV9040C.
Тем не менее, тяжелая бронетехника сама по себе не могла гарантировать успешное продвижение, пишет Guardian. Без превосходства в воздухе и подавляющей артиллерийской поддержки танки и бронемашины были уязвимы для российских ПТРК, выпущенных как из окопов, так и с боевых вертолетов (включая загоризонтную стрельбу). Большая часть натовский техники сгорела на минных полях.
«Вы просто не можете переоценить роль, которую играют эти российские минные поля, — заявил Мэтт Диммик, полковник США в отставке и бывший директор Совета национальной безопасности по России. — Мины в некоторых местах установлены через каждый метр или два. От украинцев требуется останавливаться, спешиваться и вручную создавать полосы движения через минные поля».
Украинцы, которых готовили на натовских полигонах совсем к другому, были вынуждены спешно менять тактику. Отказались от батальонного продвижения, перейдя к пехотным действиям повзводно. Выдвигались ночью, на ощупь прокладывая путь через минные поля. Но это означало, что штурмовые подразделения ВСУ перемещались со скоростью пешехода, с частыми остановками и отступлениями. А расчищенные в минных полях пути хорошо простреливались российскими беспилотниками или артиллерией.
На руку России сыграла и природа. Жаркая и дождливая погода этим летом сделала почву заболоченной, привела к появлению пышного подлеска, в котором прятались российские штурмовики.
Украинцы продолжают «контрнаступление» сразу на трех направлениях. На севере ДНР пытаются обойти с фланга российские войска в Бахмуте. Киевское командование делает расчет на символическую значимость города, пишет Guardian. Якобы российскому гарнизону не позволят сдать Бахмут ради тактического отхода. Так что именно здесь будут сосредоточены большие силы ВС РФ, которые трудно перебросить на другие участки.
На границе ДНР и Запорожья ВСУ пытаются продвигаться на юг от Великой Новоселки. В конце прошлой недели украинские подразделения вошли в Старомайорское, что Киев преподнес как огромную победу. На самом деле за 8 недель «контрнаступления» ВСУ сумели продвинуться лишь на 8 километров.
Третье направление и пока что очевидный приоритет — в западной части Запорожской области, на левом берегу Днепра, где бандеровцы пытаются прорваться к югу от Орехова и сейчас достигли Работина, примерно в 15 км к югу.
На всех трех направлениях украинцы пробиваются сквозь передовую оборону россиян. Они пока не достигли основных укрепленных линий.
Майкл Кофман: многие передовые подразделения ВСУ перестали существовать
Отчаяние Залужного все заметнее. Он был вынужден бросить в бой на Ореховском участке 10-й армейский корпус. Ранее он был отведен назад в качестве сил второго эшелона. При этом впереди шел 9-й армейский корпус, перед которым стояла цель достичь главной оборонительной линии России. Потери были столь велики, что из резерва пришлось вызывать 10-й корпус, пишет Guardian.
Части, которые сейчас отправляются в бой, в основном были спешно обучены и оснащены в странах НАТО за последние несколько месяцев. Бойцы из этих бригад умело позируют западным журналистам. Но действуют значительно хуже более опытных, но менее снаряженных подразделений, таких как 3-я штурмовая бригада. Сейчас она наступает на Клещеевку, к югу от Бахмута.
«При столь короткой подготовке невозможно создать сплоченные подразделения, которые смогут выступить в бою против такой хорошо подготовленной обороны», — говорит американский военный эксперт Майкл Кофман из Центра военно-морского анализа (CNA) и Центра новой американской безопасности (CNAS). По оценкам эксперта, многие передовые подразделения ВСУ уже выведены из строя, в них осталось менее трети или четверти штатной численности.