Уход западных банков не скажется на стабильности финансовой системы. Проблемы создаст только закрытие «дочки» Raiffeisen Bank International, через которую сегодня идут переводы между Россией и Западом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» независимый финансовый аналитик Михаил Хромов.
Российская банковская система может не досчитаться 30 банковЧисло банков в 2023 году снизится«Уход банков в результате ротации, решений собственников, слияний и поглощений является естественным процессом. Современные условия, в которых находится российская финансовая система, говорят о том, что такие случаи продолжат происходить из-за банкротств и других сложностей. В 2022 году Центробанк строго не следил за своими подопечными, но теперь ситуация может измениться. Кредитные организации начнут закрываться из-за невозможности работать в новых условиях», — заключает Хромов.
Глава рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов заявил, что число банков на российском рынке сократится, причем в первую очередь из-за ухода западных игроков.
Ориентировочной цифрой вероятных потерь являются 25-30 банков. Большая часть из них добровольно сдадут лицензии, а у кого-то ЦБ их отзовет, но уменьшение числа игроков не усилит проблем российской финансовой системы.
Камнем преткновения является не сокращение числа банков, а уход западных кредитных организаций, крупнейшим из которых является «Райффайзен».
Global Look Press | Maksim Konstantinov/»Райффайзен» начал уход из России «Райффайзен» остается ключевым западным банком «В 2022 году мы видели случаи, когда иностранные банки закрывали свои «дочки» в России. Вероятно, этот процесс продолжится, а самым ярким случаем действительно является ситуация с “Райффайзеном”, который взял на себя обслуживание трансферов и переводов между Россией и Западом. Уход австрийского банка усилит автаркию российской банковской системы и ее переориентацию на новые направления – Азию и другие незападные рынки», — резюмирует Хромов.
Проблемы с международными транзакциями останутся для РФ ключевой темой, это подтверждает недавнее закрытие «дочки» МТС-банка в Дубае (ОАЭ). Такие процессы и порождают автаркию – изоляцию российской банковской системы от внешних рынков, но это временное явление, потому что Москва не ставит такой цели и пытается этого избежать.
«Проблема носит политический характер, с точки зрения бизнеса“дочка” Raiffeisen Bank International была наиболее прибыльной как в российской банковской системе, так и среди активов австрийского банка. Она важна как для Москвы, так и для Запада, потому что осуществляет большую часть переводов между двумя рынками. Если она будет закрыта, то ситуация с переводами ухудшится, возрастет стоимость транзакций. Альтернатива “Райффайзену” рано или поздно появится – например, через банки дружественных стран, но это потребует времени», — заключает Хромов.
Австрийцы из Raiffeisen Bank International не горят желанием уходить из России, но такое решение сегодня продавливает Еврокомиссия. Европейские власти требуют у Вены, чтобы та свернула работу с Москвой и перекрыла транзакции с российским рынком.
Еврокомиссия давит на европейские банки
Реализация этого сценария приведет к тому, что даже тот совместный бизнес, который не подпадает под санкции, не сможет нормально работать. Поиск новых путей потребует времени и значительно удорожит стоимость операций.
Уход будет долгим
Уход западных банков сдерживают введенные в РФ регуляторные ограничения.
«Западный бизнес продолжит согласовывать продажу своих “дочерних” банков в РФ, за последние полгода было несколько таких прецедентов. Каждый такой случай станет уникальной ситуацией, но сама возможность операций с такими активами Москвой не запрещена», — констатирует Хромов.
Россия будет затягивать этот процесс, накладывая на него комплекс ограничений. Уход с российского рынка будет означать серьезные потери для западных владельцев, в случае с «Райффайзеном» разговор идет о миллиардах долларов.
ЦБ бдительно контролирует уход западных банков«Все иностранные компании, которые с 2022 года ушли с российского рынка так или иначе продали часть бизнеса. Другой вопрос, по какой цене им удалось провести сделки», — резюмирует Хромов.
Запад продолжает политику по изоляции российской финансовой системы и пытается окончательно перекрыть банковское сообщение. Если давление усилится, то банки из недружественных стран, включая умеренную Австрию, свернут работу в России, если в этой политике возникнет пауза, то процесс затянется на годы.