Литва готова полностью перекрыть транзит белорусских удобрений в случае расширения санкций против режима Лукашенко. Об этом заявили министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис и премьер-министр Ингрида Шимоните. По словам главы литовского правительства, отказ от сотрудничества с «Беларуськалием» не обернется для ее страны серьезными экономическими трудностями. Президент Беларуси Александр Лукашенко получил еще одно доказательство того, что из Клайпедского порта в Россию ему лучше уйти самостоятельно.
Тема новых санкций против Беларуси поднимается в контексте миграционного кризиса, который Литва официально признала «гибридной агрессией» Лукашенко. Ландсбергис утверждает, что его ведомство уже формально предоставило Брюсселю предложения по усилению экономического давления на «последнюю диктатуру Европы». Под удар может попасть в том числе и «Беларуськалий», который использует для перевалки своей продукции Клайпедский порт.
На вопрос о том, может ли Литва отказаться от транзита удобрений из соседней страны, Ландсбергис ответил утвердительно. «Возможно полное прекращение. Я бы сказал, что да, это реально. Реальные переговоры еще не начались, поэтому еще рано об этом говорить», — отметил глава литовского МИД.
Примерно то же самое повторила премьер-министр прибалтийской республики Ингрида Шимоните: «Литва и сейчас может полностью прекратить этот транзит, что касается финансовых возможностей, но с правовой точки зрения, санкции должен вводить ЕС по договоренности всех стран; этот вопрос ЕС будет решать только тогда, когда будет одобрение всех 27 стран. (…) Литва подняла этот вопрос в ведомствах ЕС, а финансово нет, должно быть, такой нагрузки, которая заставила бы Литву раболепствовать или поступаться своими принципами».
Заявление Шимоните выглядит как бравурная попытка запугать Лукашенко. Но обсуждение предыдущего пакета санкций наглядно продемонстрировало, что Литва не горит желанием стрелять себе в ногу. Когда представители других стран ЕС предложили нанести удар по химической промышленности Беларуси, Вильнюс внезапно сдал назад. Президент Литвы Гитанас Науседа публично призывал не трогать «Беларуськалий».
«В случае принятия данного решения убытки понесет кто угодно, но не белорусский режим. Поэтому возникает вопрос: даст ли эта мера ожидаемый результат? (…) Больше всех обрадовалась бы Россия, которая старается перенаправить грузы в альтернативные порты», — уверял Науседа.
В итоге пятый пакет санкций против Беларуси оказался довольно мягким. Под ограничения попали только некоторые категории удобрений, которые не входят в перечень основной экспортной продукции «Беларуськалия». Клайпеда сохранила жизненно важные транзитные потоки. Портовики и железнодорожники выдохнули: не так страшен черт, как его малюют!
Судя по последним новостям, Клайпеда уверенно держится на плаву. Даже потеря белорусского нефтетранзита, который ушел в Усть-Лугу, не стала для нее серьезным ударом.
За первые шесть месяцев этого года Клайпедский порт обработал 22,05 миллиона тонн грузов — это на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение потоков генеральных и насыпных грузов компенсировало выпадающие объемы нефтепродуктов.
Клайпеда по-прежнему загружена больше, чем порты Риги, Вентспилса и Лиепаи вместе взятые.
Отчасти это объясняется тем, что санкционная война по большому счету пока обошла стороной транзитную отрасль Литвы. Именно «пока». На волне миграционного кризиса правительственные чиновники заявляют, что они, оказываются, не просто могут «обрубить» белорусский транзит — они к этому готовы! Финансовые возможности якобы позволяют.
О каких возможностях идет речь? Разумеется, найти замену белорусским грузам Клайпедский порт не сможет. Свободных грузов на Балтике просто нет. Зато есть жесточайшая конкуренция между портами Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, России.
В условиях транзитного кризиса Вильнюсу останется только одно — идти с протянутой рукой на Запад, просить у Евросоюза дополнительных дотаций, которые помогут компенсировать недополученные доходы бюджета.
Невольно возникает вопрос: а почему два месяца назад Литва не бравировала тем, что она готова перекрыть Лукашенко выход к Балтийскому морю? Почему Науседа сомневался в эффективности этого шага? Почему сейчас Шимоните и Ландсбергис не говорят о том, что санкции против «Беларуськалия» станут подарком для России?
Можно, конечно, объяснить это усилением конфронтации между Минском и Вильнюсом: миграционный кризис поднял ставки, теперь Литва готова пожертвовать экономической выгодой, чтобы нанести Лукашенко действительно болезненный удар. Но о ее реальной готовности говорить рано.
Пока что вопрос шестого пакета санкций против Беларуси на уровне ЕС даже не обсуждается. Дискуссия начнется не раньше сентября. Тогда, возможно, Литва снова проявит несвойственную ей рациональность и предложит отказаться от «неэффективных» ограничительных мер вроде запрета на экспорт белорусских удобрений через порты стран — членов ЕС.
Как бы то ни было, Лукашенко получил еще одно подтверждение того, что из Клайпеды ему лучше уходить добровольно. Не ждать, пока бесноватые литовские политики осуществят свои угрозы.
Если это произойдет, «Беларуськалий» окажется в крайне затруднительном положении, потому что 90% его продукции экспортируется через морские ворота Литвы. Куда девать эти гигантские объемы грузов? В Латвию? Ее порты тоже будут подчиняться санкционной политике Евросоюза. В Россию? У России пока нет свободных мощностей для перевалки удобрений.
Именно поэтому Москва и Минск уже не один месяц ведут переговоры о строительстве в Усть-Луге отдельного терминала для нужд «Беларуськалия». Всего год назад этот проект казался бессмысленным — сегодня он кажется безальтернативным.
Литва неустанно подтверждает свой статус ненадежного транзитного партнера. Она уже имплементировала пусть и мягкие, но вполне конкретные санкции против «Беларуськалия», даром что тот собирался инвестировать в развитие Клайпедского порта. Теперь ведущие литовские политики угрожают вообще отрезать Беларусь от Балтийского моря. Чем быстрее Минск купирует эту угрозу, тем лучше для него самого.