Когда в апреле этого года началась битва между первым вице-премьером Андреем Белоусовым и офшорными металлургами, мы сразу написали о том, что истинная цель государственников — не изъять сверхдоходы именно сейчас, пока имеется сверхудачная ценовая конъюнктура, а выработать долгосрочный механизм, принуждающий металлургов делиться с государством.
К настоящему моменту достигнуты следующие цели:
- металлурги увеличивают инвестиции в реальный сектор экономики. Об этом заявили и подписали соответствующие соглашения/меморандумы несколько компаний. Даже неуступчивый НЛМК Владимира Лисина
- металлурги полностью согласились поставлять продукцию для государственных строек по докризисной цене 2019 года плюс инфляция
Но основной бой разгорелся вокруг изъятия сверхдоходов на постоянной основе. Как известно, с 1 августа заработала экспортная пошлина на металлургическую продукцию, которая принесет в бюджет более 160 млрд рублей. Срок ее действия до 31 декабря. Однако затем необходимо вырабатывать новый механизм.
Андрей Белоусов заявлял, что это будет повышение НДПИ. И вот теперь об этом высказался Владимир Путин, что означает тот факт, что решение принято окончательно:
Со следующего года, с 1 января, по-моему, будут вводиться и повышенные налоги на добычу полезных ископаемых. Это касается металлургической промышленности
Судя по всему, будет реализован следующий вариант. НДПИ будет плавающим. То есть, при росте мировых цен на сталь и прочие металлы, налог будет повышать, при понижении — снижаться.
Сейчас многие либералы, сторонники так называемого «свободного рынка» заявят, что подобная мера существенным образом дестимулирует инвестиции. Владельцы компаний якобы не будут видеть смысла вкладывать в обновление старых и создание новых производств. Но давайте посмотрим на те дивиденды, которые заплатили крупнейшие металлургические компании по итогам двух кварталов этого года:
- Северсталь: 109,93 млрд
- ММК: 59,5 млрд
- НЛМК: 127,83 млрд
И это мы взяли только крупнейших производителей стали. То есть, когда сейчас для металлургов действует благоприятный налоговый режим, компании наращивают дивиденды.
Собственно говоря, Андрей Белоусов заявлял о том, что даже введение экспортной пошлины изымет в пользу бюджета не более 20-25% от общего уровня сверхприбыли.
При этом пока что нерешенным остается вопрос офшорной принадлежности металлургических компаний. Несмотря на то, что правительство предпринимает усилия для возвращения капитала в родную гавань, металлурги не спешат уходить с Кипра. Данный вопрос остается открытым и актуальным.
Ежегодно в офшоры металлурги выводят десятки миллиардов долларов. Это прямой отток капитала, перекрыв который наша страна получит хороший драйвер развития, ведь даже если эти деньги будут лежать на банковских счетах, субъекты экономической деятельности все равно получат к ним доступ.
Тем не менее, что сделано сейчас — уже большая победа над офшорными олигархами. Остается дождаться цифр, после чего мы сможем понять, сколько денег в бюджет принесет повышение НДПИ для металлургической отрасли.