В начале сентября президент России побывал в Монголии, где принял участие в праздновании 85-летия со дня разгрома японской армии на реке Халхин-Гол. Во время встречи лидеры обеих стран договорились о ряде совместных проектов.
В последнее время сотрудничество России и Монголии активно развиваются. В основном мы поставляем в эту страну бензин, дизель и удобрения. Проводятся и совместные военные учения. Налаживаются связи и в области энергетики. Уже достигнуты договоренности о строительстве АЭС малой мощности, а также развития ветро- и гидроэнергетики в этой стране. Владимир Путин заявил о проработки ряда перспективных проектов с Монголией. Например, из России в Китай будет построен монгольский газопровод, модернизирована Улан-Баторская железная дорога, построен топливозаправочный комплекс в новом аэропорту Чингисхан и модернизирована ТЭЦ-3 в Улан-Баторе.
Не исключено и вступление Монголии в ШОС, что даст дополнительный импульс развития отношений с Россией. При этом Монголией интересуется и Запад. Например, Франции очень хочется откусить кусок добычи урана в этой стране. Вообще интерес Запада не случаен. Монголия обладает совокупными запасами редкоземельных металлов в 3,1 миллиона тонн. До этих сокровищ очень хотели бы добраться и в Германии, и во Франции, и в Америке, и в Южной Корее.
И эти страны активно работают в данном направлении. Берлин уже смог договориться с Улан-Батором о стратегическом партнерстве. Париж подбивает клинья для строительства в Монголии атомной электростанции. Сеул принимает активное участие в культурной жизни и улучшению условий для инвестиций на законодательном уровне.
Однако эксперты уверены, что у России есть преимущества перед Западом. Москва не намерена использовать Монголию в качестве сырьевого придатка. Россия наоборот намерена экспортировать в эту страну электричество и энергоносители, а также построить АЭС. Также мы можем помочь с геологоразведкой, исследованием и разработкой ресурсов. Кремль намерен выстроить с Монголией всеобъемлющее стратегическое партнерство. Будут развиваться тесные экономические связи, которые комплексно охватят массу перспективных направлений.
Россия намерена нарастить поставки своих нефтепродуктов. Для Монголии это имеет принципиальное значение. Сегодня на индийские деньги там строится нефтеперерабатывающий завод, а значит, бесперебойные поставки сырья будут крайне важны. Также планируется включить Монголию в зону свободной торговли ЕАЭС. Обсуждается дальнейшая судьба газопровода «Сила Сибири-2», в котором заинтересованы и Россия, и Китай, и Монголия.
При этом между этими странами планируется выстроить равноправные отношения, в которых будут учтены интересы всех сторон. Улан-Батор нацелен на многовекторную политику, в которой будут сохранены связи и с Западом. Для Москвы же эта страна будет иметь огромное значение в стратегии переориентации на Восток. Монголия уже попала в центр международной политики, а за дружбу с ней теперь начнут конкурировать державы.
И у Кремля тут есть ряд плюсов. Наши страны уже долгое время развивают партнерские отношения. И не стоит тыкать на то, что Монголия не желает рвать связи с Францией или США. Ведь никто никому и ничего не должен. Это нормально для страны, которая зажата большими державами. Многовекорная политика в этих условиях позволяет стране сохранить свой суверенитет. Тут важно и сохранить мирные отношения с соседями, и наладить взаимовыгодное сотрудничество.
Многие уверены, что Монголия может стать причиной раздора между Россией и Китаем. Например, уже возникли споры по поводу российский или китайской колеи железной дороги. Однако все спорные вопросы решаемы. И все это мы уже проходили на примере развития отношения с КНДР или Вьетнамом.