
Евросоюз презирает Сербию и хочет через нее нанести удар по России, заявил в интервью РИА Новости бывший вице-премьер Сербии, Александр Вулин.
«Вы видите, насколько ЕС не интересует Сербия, насколько нас презирают, испытывают некое отвращение к нам. Они требуют от нас, чтобы мы ввели санкции против РФ, зная, что это не нанесло бы никакого экономического ущерба России, ничего не значило бы для России. Они знают, что это бы уничтожило сербскую экономику, вызвало бы сильный раскол в сербском обществе, но желают, чтобы это произошло, потому что нанесло бы России психологический ущерб», — сказал он.
Насколько близки к реальности эти слова? Положение дел прояснил политолог, руководитель проекта «Балканист» Олег Бондаренко.
— Олег Владимирович, действительно ли в Евросоюзе презирают сербов? Если да, то за что?
— Западная Европа никогда не воспринимала Сербию ровней, в отличие от любой другой бывшей республики бывшей Югославии. Все они имеют своих адвокатов в ЕС, и только у Сербии их нет. Македонию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, Черногорию откровенно натравливают против России. Черногорию, например, буквально тянут за уши, чтобы она ввела визы в отношении российских граждан. И к сожалению, в следующем году Черногория вполне может такие визы ввести.
— А что с сербами?
— Европа всегда смотрела на них как на малых русских, пятую колонну Москвы, как на тех, кто совершенно чужой – и в силу религиозного контекста, и многих других аспектов. Поэтому, и по многим другим причинам, Сербия никогда не станет членом Евросоюза. Сегодня по соцопросам не более трети населения Сербии хотели бы такого членства. Тем более что ЕС выдвигает Сербии как минимум три обязательных условия: признание Косово, введение санкций в отношении Москвы и разрыв с Республикой Сербской (государственное образование в составе Боснии и Герцеговины, стала ее частью по результатам Дейтонских соглашений 1995 года. Столица — Баня-Лука – Авт.). Выполнение этих трех условий ставит крест на любом сербском политике: никто из них, даже самый прозападный, не пойдет на это.
Кстати, некоторые в руководстве НАТО считают, что маленькая Черногория стала неким троянским конем внутри альянса (Черногория вступила в Организацию Североатлантического договора в 2017 году – Авт.). Можно представить, что сказали бы в НАТО, если бы туда вошла Сербия. Хотя, сегодня в ЕС и НАТО спят и видят, чтобы Сербия стала врагом России.
— Могут ли сбыться эти чаяния?
— На самом деле, это был бы удар только репутационный, но не более. Тем паче на фоне того, что происходит на Украине.
— Что значит – репутационный?
— Ну, если бы наши братья – сербы в самой крайней для себя ситуации поступили бы иначе, чем ожидала от них Россия. Но я думаю, и этого не случится. Потому что абсолютное большинство населения Сербии настроено пророссийски, и не потерпит любой антироссийскости от любого сербского политика.
— То есть, сербы будут стоять до последнего?
— Да.