
Несколько тысяч грузовиков, оставшиеся на белорусской стороне после решения Вильнюса о месячном закрытии границы, не могут вернуться домой: даже по «разовому коридору и только для фур». Надо понимать, что за каждой фурой стоят контракты, зарплаты дальнобойщиков, цепочки поставок и даже туалетная бумага для магазинов.
Удар и по без того не самой сильной экономике Литвы весьма ощутимый.
«Речь шла лишь о возможности вернуться литовским фурам домой через контрольно-пропускной пункт в районном центре Шальчининкай, однако Минск отказался пропустить наши машины», – заявил советник главы МВД Литвы Миндаугас Баярунас.
Все началось, как известно, с того, что Литва 29 октября закрыла автодорожную границу с Белоруссией на месяц в качестве ответа на некие метеозонды, которые, по версии Вильнюса, использовались контрабандистами для переброски сигарет и создавали угрозу гражданской авиации. Исключения были сделаны для дипломатов, граждан ЕС и НАТО.
После этого Минск и ввёл запрет на движение грузовиков, зарегистрированных в Литве и Польше, по своим дорогам – зеркальная мера, которая сделала президента Александра Лукашенко полноценным участником большой игры. Смысл фразы Минска «закрыли – сами и открывайте» в том, что, закрыв границу в считанные часы, Вильнюс лишил сам себя контроля за ситуацией. Как итог: 5 тысяч литовских фур оказались заблокированы на белорусских КПП.

Премьер-министр Литвы Инга Ругинене официально обратилась к Минску с просьбой разблокировать КПП – с условием, что пропуск будет организован «лишь раз» для возвращения машин.

Белорусский МИД в ответ напомнил:
«Решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке, Беларусь не несет ответственности за его негативные последствия».
Официальный Минск преподал Вильнюсу урок, переложив вину за кризис обратно, на его инициаторов.
При этом глава МВД Литвы заявил, что за участие в схеме с контрабандой через метеозонды задержано уже более 100 литовцев.

А белорусские журналисты сделали работу за литовское МВД — показали им имена и телефоны ключевых фигурантов контрабанды прямо на территории Литвы. Всё на блюдечке – бери и работай.
Ранее сам Лукашенко говорил, что именно литовцы и организовали поставки через границу на метеозондах, чтобы потом сбывать дешёвые сигареты в странах ЕС и зарабатывать на разнице цен. Кстати, Лукашенко даже был готов извиниться, если будет доказана его вина в «шариковой» контрабанде. Но в Вильнюсе никто ничего не захотел доказывать.
То есть, сами литовцы были виноваты с этими зондами, а наказать за это попытались белоруссов. Но справедливость в итоге восторжествовала, пусть и ценой того, что пять тысяч водителей оказались сейчас в кошмарных условиях. Не говоря уже об экономике.
Закрытие границы и взаимные запреты отражаются в расписаниях и договорах – нарушение в работе одного КПП означает перегруз соседних маршрутов и повышение издержек.
То есть формально вопрос «ведь это всего лишь про фуры» означает, что в цепочке логистики одна задержка умножается в десятки и сотни. В итоге в магазинах заканчивается то, что заканчиваться не должно (не важно, сигареты это или лекарство). А это уже очень большая проблема для Прибалтики, ведь быстро заменить годами налаженные цепочки поставок невозможно, и придётся как-то объяснять дефицит собственному населению.
Да и где Литва возьмёт такое количество фур, которые сама же и бросила.
Здесь возникает только один вопрос. А Путин в подобной ситуации поступил бы так, как Лукашенко? Или мы бы услышали о соблюдении международных договоров и гуманизме в отношении литовских водителей? Или, может быть, надо было действительно сделать так по гуманистическим соображениям, а не так, как поступил Батька?..