
Тест на прочность нашего культурного кода пришлось пройти жителям московской многоэтажки в ЖК «Середневский лес». Обосновавшийся в столице выходец из Таджикистана потребовал убрать из подъезда… новогоднюю елку.
Нарядная зеленая красавица оскорбила религиозные чувства соседа. О том, что случилось дальше и чем чреваты подобные «ущемления» приезжих иноверцев, «Новороссия» поговорила с обозревателем «Царьграда» Юлией Банишевской.
– Насколько мне известно, конфликт разрешился быстро: жители подъезда мгновенно и в едином порыве встали на защиту своей елочки?
– Да, терпеть и «прогибаться» под чуждые радикальные взгляды никто не стал. Хотя обращение таджика в домовой чат было написано очень вежливо (и в этом большая заслуга ИИ, так как впоследствии выяснилось, что русским языком Акбарали Худойдодов владеет слабо), соседи сразу распознали в тексте ультиматум. И особенно всех возмутило, что в своем обращении приезжий посмел выступать от лица всех мусульман дома, апеллируя к необходимости «уважать чувства меньшинства». Хотя никто из российских приверженцев ислама никогда не считал новогодние елки чем-то плохим и оскорбляющим религию. Татары, башкиры, чеченцы, лезгины, дагестанцы и многие другие народы России всегда спокойно относились к новогодним символам.
Небольшой пример: мало кто усомнится, что Рамзан Кадыров прекрасно знает Коран и отлично разбирается в том, какие религиозные и духовные ограничения ислам накладывает на верующих. Смотрите, что говорит глава Чечни:
Лично для меня это просто праздник. Год заканчивается, наступает Новый год, вокруг веселье, елка, подарки. Я – глава региона. С нами живут и русские, и татары, и чеченцы, и другие народы, среди них и мусульмане, и христиане. И мы обязаны ставить елку.
А тут таджик «запретил» русский праздник. Странно, не правда ли?

– Какие аргументы радикалу привели соседи?
– Ответ на ультиматум пришел молниеносно. У него спросили, будет ли он требовать убрать елку с Красной площади. Но общий тон высказываний был однозначен: елка останется на месте, а приезжему надо держать свои «хотелки» при себе и соблюдать законы России. Характерно, что, получив отпор, Худойдодов с помощью того же ИИ извинился и предложил закрыть вопрос. Мол, празднуйте как хотите, главное – дружба.
– Казалось бы, рядовой бытовой конфликт между соседями. Но в нем же есть второе дно?
– Разумеется. Даже в государствах Средней Азии – Таджикистане, Узбекистане, Киргизии – новогодние ели являются неотъемлемой частью праздничного оформления городов. Это общемировая светская традиция. В родном для Худойдодова Душанбе, так же как в узбекском Ташкенте и киргизском Бишкеке, их устанавливают в самых многолюдных местах – на центральных площадях.
Поэтому требование уроженца Таджикистана не имело под собой никакой культурной или религиозной почвы. Это чистейшей воды радикальное мракобесие, импортированное отнюдь не из традиционного ислама, а из арсенала ваххабитских проповедников. Именно они объявляют «неверными» любые, даже самые безобидные местные обычаи.
– А о самом Акбарали что-то известно?
– Как выяснилось, он весьма успешный предприниматель. Зарегистрировал ИП ещё в 2020 году и с тех пор ведет активную деятельность в сфере строительства и ремонта. Более того, он является исполнителем государственных контрактов на сумму почти в девять млн рублей. Среди его заказчиков Гохран России, ФГБУ Минздрава России «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», ФГБУ «Управление по эксплуатации жилого фонда». И это еще один парадокс: человек, демонстрирующий весьма скромные познания в русском языке, прекрасно интегрирован в экономическую жизнь Москвы. Возможно, именно это дало ему повод учить коренных жителей, как и что им следует праздновать.
– Классическое «головокружение от успехов»?
– Скорее, внутренний отказ ассимилироваться при огромном желании «зарабатывать на неверных». И обратите внимание, пока он ограничился лишь письмом в домовой чат. А мог бы и в суд подать.
– Невольно вспоминается положение дел в Великобритании и странах ЕС, которые начинают отказываться от основ христианской веры и культуры именно из-за таких случаев.
– Да, мы наблюдаем уже отработанный на Западе и в Европе сценарий. Сначала под предлогом «уважения к меньшинствам» из публичного пространства убирают христианские символы: елки, рождественские вертепы, кресты, поздравления с Рождеством. Потом эти запреты расползаются, как раковая опухоль, на все сферы жизни. Когда приезжих становится критически много, они переходят от просьб к требованиям: обязательное халяльное питание, отдельные уроки, особый дресс-код. Европа и Британия уже прошли этот путь. Как отмечает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, «фактически мы наблюдаем новую форму оккупации».
В России попытки следуют тому же шаблону: вспомните прецедент 2023 года в Подмосковье. В учебном учреждении, где из 500 учеников 200 были из семей приезжих, родители маленьких мусульман сначала добились введения халяльного питания для всех школьников, а затем пытались отменить новогодние утренники для всех детей. Это не про религию, это про экспансию и подмену ценностей.
– Каков же должен быть наш ответ? Где та грань?
– Грань должна быть проведена жестко и недвусмысленно, на уровне закона и общественной позиции. Россия – гостеприимная страна, но у нашего гостеприимства есть фундамент: это наши многовековые традиции, наша культура и наши правила. Все, кто приезжает сюда жить и работать, обязаны их уважать. Никаких уступок в ущерб нашим праздникам, символам и нормам общежития быть не может.