Власти Турции рассматривают вариант создания новой авиакомпании, которая будет заниматься исключительно перевозками русских туристов. Анкара крайне заинтересована в продолжении турпотока из России. В 2017 году страну посетили 7 млн туристов, в 2021 году — 5 млн.
Поэтому во многих вопросах, связанных с сохранением данных потоков, Турция идёт на предложения России. Ярким примером является начало работы карты «Мир» в Турции. В настоящий момент Москва и Анкара обсуждают начало взаиморасчетов в национальных валютах и в туристическом секторе
На этом фоне Турция планирует создать новую авиакомпанию специально под перевозку русских туристов
До 2022 года туристов из России перевозили, преимущественно, русские авиакомпании. Однако сейчас, в виду ограничений Запада, возможности наших перевозчиков существенным образом сократились.
В настоящий момент рейсы в Турции осуществляются только на самолётах SSJ100. И только ограниченным количеством авиакомпаний. Такими, как «Ираэро», Red Wings, «Азимут» и «Россия». Возможно, через какое-то время к перевозкам подключатся Boeing и Airbus. Количество иностранных машин, находящихся в собственности авиакомпаний, а не в лизинге, оценивается в несколько десятков.
Но, очевидно, возможности российских авиаперевозчиков существенным образом ограничены. По оценкам, наши компании могут перевезти только 0,5 млн туристов за оставшиеся месяцы 2022 года. Ещё 1,5 млн человек перевезут Turkish Airlines. Итого 2 млн. Это 40% от уровня 2021 года и 28,5% от уровня 2019 года.
Поэтому создание новой авиакомпании, заточенной исключительно под перевозки из России, с турецкой стороны оправдано. Однако поскольку речь идет о двусторонних российско-турецких отношениях, Москве необходимо извлечь из данного проекта максимум.
А, именно, обязать новую авиакомпанию эксплуатировать русские самолёты. Конечно, не сейчас. В настоящий момент нам необходимо закрыть собственные потребности. Но в будущем — обязательно. Лет через 5, 7, 10. Когда угодно, это не важно. Подписать соответствующий контракт на поставку самолетов, взяв авансовый платеж, вполне реально.
Для начала можно даже на пару SSJ100 и ТУ-214. Важно, чтобы турки начали эксплуатировать наши самолеты.
Но, конечно, если говорить об эффективности полётов, то турки будут заинтересованы в МС-21 и в отдаленной перспективе в двухдвигательном Ил-96-400 на ПД-35. На это нужно время, но обязательство приобрести машины можно взять уже сейчас.
Константин Двинский