Государственная Дума довольно часто подвергается незаслуженной критике за откровенно абсурдные законопроекты, которые вносят некоторые депутаты с целью личного пиара. Однако иногда парламент на полном серьезе предлагает инициативы, которые совершенно оторваны от реальности.
Так, зампред комитета по информполитике Андрей Свинцов заявил, что бизнес маркетплейсов предлагается разделить на отдельные, совершенно не связанные между собой компании. Да, Свинцов является депутатом от ЛДПР, однако при этом возглавляет рабочую группу по разработке законопроекта по регулированию отрасли онлайн-торговли. То есть это не просто частная инициатива отдельного депутата.
Итак, Свинцов рассказал, что в обновленную версию законопроекта предлагается добавить пункт о дроблении деятельности маркетплейса, который, в его представлении, является лишь «электронной полкой». А вот логистикой (в том числе складскими помещениями) и ПВЗ должны заниматься другие, не связанные с маркетплейсом компании. Судя по данной логике, услуги финтеха или же онлайн-рекламы, которые предоставляются на электронных площадках, также должны быть в введении отдельных компаний.
Здесь же возникает вопрос: зачем все это необходимо? Свинцов объясняет подобное удобством для ФАС контролировать онлайн-торговлю, дабы предотвращать картельные сговоры. Однако такое целеполагание является в корне неверным, ведь крупные маркетплейсы в первую очередь заинтересованы в обеспечении максимально возможной конкуренции на своих площадках, чтобы привлечь как можно больше покупателей.
Но если реализацией товаров на «витринах» занимаются сторонние продавцы, то доставка, выдача, финансовые услуги и другое, наоборот, логично сосредоточить в руках маркетплейса, ведь в этом случае происходят упрощение всей торговой цепочки и минимизация издержек.
Почему маркетплейс не может иметь свой склад или же свой автопарк для быстрой доставки? Ведь если мы возьмем классические торговые сети, то они располагают подобной инфраструктурой и основными средствами. И вряд ли у кого-то здесь могут возникнуть вопросы. Для чего плодить тысячу сущностей, когда все можно сосредоточить в «одном окне»?
Хаотичное дробление крупных компаний – это в чистом виде практика 90-х и 00-х годов, когда под предлогом обеспечения конкуренции либералы ломали через колено целые отрасли экономики. В результате никакой конкуренции так и не появилось, а отраслевое развитие стало невозможным.
Подобные суждения еще могли иметь место лет пять назад, когда активные темпы роста онлайн-торговли только начинались. Но прошедшие несколько лет показали, что данный сектор является полезным для экономики, значительно упрощает торговую цепочку, стимулирует развитие МСП и удобен для граждан. Единственное, что можно отрегулировать – вопрос курьерской доставки, который вызывает сильный дисбаланс на всем рынке труда. Но это касается не только маркетплейсов, а в целом онлайн-торговли.
Надеюсь, предложения депутата Свинцова приняты не будут. К тому же, имеется альтернативный законопроект Минпромторга, где ничего подобного не содержится. Ведомство Алиханова предлагает приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им привлекать к работе самозанятых. Данная инициатива является здравой, ведь все основные законы для регулирования торговли давно написаны. Достаточно лишь распространить их на онлайн.