Риск остаться без газа в разгар зимы вынудил Европу держаться за российские поставки при враждебной политике. Об этом заявил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Доля российского газа на европейском рынке сильно просела после падения поставок по «Северному потоку – 1», а затем и полной его остановки. По словам эксперта, если в январе-августе «Газпром» занимал почти четверть всего рынка газа ЕС, то в сентябре доля поставок из РФ упала до 8%. Однако Европа продолжает держаться за российский газ, отказываясь от шагов, способных спровоцировать прекращение его поставок. Фролов объяснил это ненадежностью экспорта СПГ и стремлением подстраховаться перед зимой.
«Мы до сих пор не прекратили поставки. И все еще есть «Северный поток – 2». Плюс сократились поставки сжиженного природного газа. Частично это вызвано тем, что СПГ сказал «до свидания» и уплыл в Азию, как делает всегда, когда там растут цены. Но также это вызвано тем, что завершилась ускоренная закачка газа в хранилища, которые ЕС лихорадочно заполнял, не глядя на цены. Также возникли проблемы у ряда предприятий по сжижению газа», — объяснил эксперт.
В Брюсселе понимают, что СПГ крайне ненадежен и подвержен влиянию постоянно меняющихся цен на биржах. Продавцы сжиженного газа всегда готовы развернуть танкеры, перенаправив их в Азию, если цены там будут выше европейских. В таких условиях ЕС хочет иметь постоянную возможность получать большие объемы дешевого газа, а предоставить такую опцию может только «Газпром».
«У нас сложилась интересная картина. Российского газа в Евросоюз поступает не очень много – порядка 80-90 млн кубометров в сутки. С другой стороны, есть перспективы нарастить закупки газа из России в случае ухода дополнительных объемов СПГ, пришедших в Европу с января 2022 года. Это означает, что сейчас ограничения для российского газа – не просто отсечение этих 90 млн кубов в сутки, но и закрытие перспективы поставок в отопительный сезон», — отметил Фролов в эфире «Соловьев LIVE».
Страны ЕС не смогли согласовать потолок цен на российский газ. Против ограничения стоимости выступили государства, критически зависящие от поставок «Газпрома». Незадолго до этого президент РФ Владимир Путин предупредил, что поставки будут прекращены в случае вмешательства политики в реализацию контрактов.