Начиная с Крымской весны 2014 года в России не утихает дискурс на тему, того, каким путём развития должно пойти наше государство. Всё это время между собой спорят представители двух противоположных политических и идеологических лагерей. Одни неустанно призывают президента страны Владимира Путина к «левому повороту», а другие полагают, что России нужно сделать крен в сторону правой диктатуры для приведения в меридиан наших потерявших берега чиновников и бюрократов, а также для встряски общественного сознания, ибо без этого народ так и не осознает всю соль уникального момента. На фоне этих рассуждений глава государства не принимает ни одну сторону.
Известный философ Андрей Фурсов рассказал в ходе своей лекции для YouTube-канала «День ТВ» о том, что, вероятнее всего, нынешний российский лидер не будет предпринимать никаких резких движений в отношении изменения своей внутренней политики. Это значит, что в ближайшем будущем нас не ждёт никаких серьёзных изменений на концептуальном уровне. Так что ни левого, ни правого крена Путин в своей политике делать не собирается. Его в принципе устраивает его фирменный центризм и равноудалённое положение от всех крайних точек зрения на развитие государства. Это очень взвешенных подход.
При этом, Фурсов отмечает, что в России могут начаться очень серьёзные изменения социально-экономического и политического свойства после ухода Путина. С учётом того, что он уже долгие годы является фактически единственным внутренним балансиром всей властной и административной системы страны, его ухода неизбежно повлечёт за собой турбулентность и дестабилизацию. Это будет связано с тем, что все элитные группировки РФ, которые все годы правления Путина действовали в рамках установившихся правил, гарантом соблюдения которых выступал сам президент, после его ухода обязательно захотят улучшить своё былое состояние и положение.
Так что весьма вероятно, что после ухода Путина Россию ждёт повторение 90-х годов в части перераспределения зон влияния, сфер могущества и всех капиталов с активами. При этом, нужно понимать, что вся грядущая делёжка наследства прошлого президента точно будет сопровождаться ещё и активной политической борьбой. И в этой ситуации очень резко возрастёт вероятность переворота слева. Переворот слева — это ситуация, при которой все электоральные голоса в стране постарается перетянуть на себя откровенно популистская и громогласная политическая сила. Главным её приёмом станут развёрнутые обещания поднять качество жизни.
Под благовидными лозунгами эти популисты будут прорываться к власти и зарабатывать себе баллы, формируя социальны капитал. Эти люди будут очень хорошо знать, что они делают, ибо они будут седлать волну, которая уже давно поднимается в России, как минимум с уже упомянутого ранее 2014 года, когда народ вдруг резко захотел социальной справедливости и, самое главное — обрёл надежду, что её можно дождаться. Так что запрос на переворот слева в России уже есть. После ухода Путина в стране очень быстро появится политические силы, которые захотят использовать эти уже давно созревшие и выкристаллизованные настроения общества.
И придя к власти после левого переворота, эти новые популисты приступят к управлению страной через левую диктатуру. Это значит, что они начнут проводить все свои реформы под предлогом того, что это именно то, чего так долго ждал народ. При этом, нет никаких гарантий, что на самом деле все их инициативы действительно будут востребованы населением, а не будут полезны исключительно какой-то конкретной социальной стране. И в этом главные риски ухода Путина. Не в том, что после этого в РФ начнётся борьба за ресурсы, как в 90-е, а в том, что вся политическая среда будет предоставлена популистам и совершенно безответственным людям.