Министерство промышленности и торговли, которое в мае этого года возглавил уже экс-губернатор Калининградской области Антон Алиханов, приостановило выдачу субсидий на развитие радиоэлектронной отрасли. В настоящий момент проходит масштабная проверка выданных ранее средств с целью оценки эффективности их использования.
Согласно сообщению «Ведомостей», новое руководство министерства обеспокоено тем, что финансовые ресурсы получали в основном одни и те же компании. В частности, МЦСТ, НТЦ «Модуль», «Аквариус» и т.д. Впрочем, здесь необходимо иметь в виду, что и соответствующих компаний, которые занимаются разработкой и производством радиоэлектронной продукции, у нас немного. Да, большинство из них сидят на государственных субсидиях, но иного варианта в текущих реалиях нет. Другое дело, вопрос заключается в том, насколько эффективно расходуются выделяемые средства.
С 2020 года правительство уделяет особое внимание развитию радиоэлектронной промышленности, и её финансирование только наращивается. Если в 2020 году на соответствующие цели было выделено всего 30 млрд рублей, то в 2024 году сумма составит уже 211 млрд. И это абсолютно верно, поскольку радиоэлектроника (в том числе — микроэлектроника) — это не только вопрос экономического и технологического развития, но и обеспечения безопасности страны.
В целом можно отметить, что отрасль в последние годы развивается неплохо. Да, имеется сильное отставание от крупнейших в мире производителей. Ряд специалистов считает, что это отставание непреодолимо. Впрочем, однозначно что-то заявлять нельзя. Понятно, что в России нет и в обозримой перспективе не будет производства чипов условно 6 нм. Однако и во всем мире подобную продукцию могут производить только три компании. При этом процессоры 90+ нм, которые производятся в России, не только никуда не делись, но и спрос на них растет. Поэтому ускоренное освоение соответствующих технологий необходимо продолжать.
Я сейчас не берусь судить, теми темпами развивается российская отрасль радиоэлектроники, которые необходимы, или же нет. Если смотреть в целом, то очевидные результаты имеются. Но вопрос, как всегда, в деталях. Раз Антон Алиханов решил приостановить выделение субсидий и провести проверку, то основания на это имеются. Плюс, отмечу, что новый министр сразу же начал проводить решительные действия, что говорит о серьезности намерений.
Однако допускаю, что подобные мероприятия связаны не только с проверкой эффективности использования финансовых ресурсов, но и с их недостатком. Основной механизм правительства по развитию той или иной отрасли (в том числе радиоэлектроники) заключается в субсидировании кредитов. Другими словами, покрывается разница между банковской ставкой и льготной.
При сегодняшней ключевой ставке банковский кредит составляет не менее 19% годовых. Чтобы был выдан льготный, правительству из бюджета необходимо покрывать от 14 до 18%. Это, понятное дело, очень много. Средства на госпрограммы выделяются как правило на годовой период, в течение которого они расходуются. Если идут повышенные траты, то деньги попросту заканчиваются. И далее решение о дофинансировании принимается уже на уровне Премьер-министра. Но, естественно, при таких ставках дофинансировать все программы не представляется возможным.
Поэтому вполне допускаю, что Алиханов видит следующую вещь. Выделенных на 2024 год средств не хватит, и они могут закончиться уже скоро. Поэтому необходимо пересмотреть планы развития отрасли, сконцентрировав государственную поддержку на отдельных, наиболее приоритетных направлениях.
Отмечу, что это только моя версия, которая основана на том, что у нас происходит во всех отраслях при текущей ключевой ставке. Правительство постоянно приостанавливает действие тех или иных отраслевых программ, ожидая их дофинансирования. Эти тенденции – общие для всех секторов, в том числе, и для радиоэлектроники.