Армения и США обсуждают возможность строительства новой атомной электростанции, процесс вошёл в предметную фазу, сообщил секретарь Совбеза Армении Армен Григорян. «Если мы говорим о строительстве новой атомной электростанции, то процесс вошел в предметную фазу. С США мы обсуждаем правовую основу, без которой мы не можем продвигаться. В данный момент могу сказать, что мяч на стороне США. Ожидаем, что внутренние процедуры в США будут завершены, после чего мы начнем работать», – отметил он и добавил, что Ереван пытается диверсифицировать экономические связи с международными партнерами, как это делается в области безопасности.
Первые шаги на пути армяно-американской кооперации по строительству АЭС стороны сделали ещё в мае 2022 года, когда глава МИД Армении Арарат Мирзоян и госсекретарь США Энтони Блинкен подписали меморандум о сотрудничестве в этой области.
В мае 2023 года американцы официально объявили о возможности строительства малых модульных ядерных реакторов в Армении. В армянской энергетике традиционно доминировала Россия. Построенная в советские времена атомная электростанция в Армении, единственная в регионе, обеспечивает более 30% внутренних потребностей страны в электроэнергии. Она работает на российском ядерном топливе, а основным подрядчиком, участвовавшим в том числе в модернизации станции, является «Росатом».
Заместитель министра Территориального управления и инфраструктур Армении, курирующий сферу энергетики, Акоп Варданян в интервью иноагенту DW сказал: «В Армении обсуждается вариант, при котором мощность нового энергоблока не должна быть выше 600-700 МВт». Правительство, по его словам, склонно к строительству малых модульных реакторов, но основным препятствием на этом пути является то, что в настоящее время в мире пока нет действующих АЭС этого типа.
«У многих, в том числе американских компаний все на стадии разработок. Лишь американская компания NuScale продвинулась вперед. Она получила лицензии на строительство своих энергоблоков мощностью 50 МВт. Но NuScale отложил их сооружение, решил построить энергоблоки мощностью 77 МВт и находится на финальной станции их лицензирования», – отметил Варданян.
Весьма вероятно, что для постройки мини-АЭС Армения выберет американскую компанию NuScale. Это лежит в русле ускорения перехода маленькой кавказской республики под эгиду англосаксов, как это неоднократно заявлял Никол Пашинян.
Но что из себя представляет эта компания?
Если коротко, то NuScale еле держится на плаву и предпринимает отчаянные усилия, чтобы не обанкротиться. Впрочем, обо всем по порядку.
Американская компания NuScale Power была основана в 2007 году для разработки и продажи малых модульных реакторов (SMR).
К 2011 году в компании уже работало 100 человек в трех городах. Инвесторы поверили в NuScale, удалось привлечь финансирование в объеме около 35 млн. долл. Но тут-то и начались проблемы.
В январе 2011 года Комиссия США по ценным бумагам начала расследование в отношении крупнейшего инвестора NuScale – Kenwood Group, которая оказалась банальной финансовой «пирамидой». Активы Kenwood были заморожены. NuScale начала увольнять работников, сокращать заработную плату и параллельно – искать новое финансирование.
Проблема решилась, когда компания Fluor, оценив перспективы ядерного стартапа и тупиковую ситуацию, в которую он попал, заявила о намерении приобрести контрольный пакет NuScale. В сентябре 2011 года это заявление помогло получить кредит и нанять 60 работников, а в октябре была подписана сделка с Fluor: контрольный пакет переходил в новые руки за $ 3,5 млн плюс обещание предоставить 30 млн долл. оборотного капитала. По отдельному соглашению Fluor передавалось право на строительство атомных станций на базе технологий NuScale, которую этой сделкой фактически спасли от закрытия, а технологию – от потери темпа разработки.
Казалось, все идет гладко. Представители Fluor и NuScale, поддерживаемые министерством энергетики, успели побывать во множестве стран, продвигая свой проект. Модульные реакторы были предложены Чехии, Украине, Румынии, Канаде, Иордании, Пуэрто-Рико…
Однако 1 мая 2020 года Комиссия по ядерному регулированию США (NRC) разослала извещение о переносе сроков сертифицирования проекта реактора NuScale из-за необходимости внести в него изменения. Оказалось, что специалисты и консультанты комиссии выявили в проекте несколько слабых мест.
Один из выявленных просчётов проекта NuScale был вязан с системой аварийного охлаждения активной зоны (ECCS, еmergency core cooling system).
В проекте NuScale, как и во многих других проектах легководных реакторов, применяется борное регулирование – добавление бора в охлаждающую жидкость для компенсации сгорания топлива и поддержания реактора в подкритическом состоянии при определенных условиях. Когда система ECCS активна, начинается перераспределение бора. Разработчики реактора показали в проектной документации, что в результате бор будет концентрироваться в активной зоне и выше, что предотвратит возникновение повторной критичности. Однако выявились сценарии переходных процессов, в которых ECCS запускается позже, чем может потребоваться.
Вторая проблема, обнаруженная в ходе анализа проекта экспертами ACRS – точнее, ряд проблем, – оказалась гораздо серьезнее. Она касалась «спиральных» парогенераторов типа HCSG (helical coil steam generators). В каждом из спиральных парогенераторов – по 1380 теплообменных трубок длиной 23,5-26,5 метра и внешним диаметром 1,59 см. Трубки сделаны из сплава 690TT. Таких парогенераторов в каждом из реакторных модулей два. Эксперты ACRS указали на возможный ускоренный износ сплава 690TT. Здесь уместно вспомнить историю 2012 года с парогенераторами калифорнийской АЭС «Сан-Онофре», поставленными компанией Mitsubishi Heavy Industries. Там всего за год износ нескольких трубок составил 35%, что вызвало утечку радиоактивного пара. За нецелесообразностью дальнейшего ремонта станцию пришлось закрыть.
И наконец, третья проблема, тоже связанная с парогенераторами. Эксперты ACRS указали на «неопределённости, связанные с колебаниями волн плотности (density wave oscillation, DWO) по второму контуру». В официальном письме NRC согласилась с мнением экспертов. Парогенератор располагается слишком близко к активной зоне. Поэтому любые нестационарные явления, происходящие в нем, могут сказаться на реактивности.
Устранены ли выявленные три года назад дефекты конструкции мини-реактора NuScale, сказать сложно, так как значительная часть претензий экспертов не публикуется и не обсуждается в открытом доступе.
Но тот факт, что в январе 2024 года в NuScale объявили о новом сокращении своих сотрудников, говорит, что компания так и не смогла справиться ни с финансовыми, ни с техническими проблемами.
«Компания «NuScale Power» объявила в понедельник о грядущем сокращении около 28% своего персонала, – сообщило агентство Reuters. – Масштабные увольнения являются частью программы по снижению расходов компании. Сообщалось, что всего будет сокращено 154 должности с полной занятостью. Компания надеется, что это позволит ей снизить расходы в 2024 году на 50-60 миллионов долларов. Акции компании на бирже Нью-Йорка продолжили падение после кратковременного подъёма. По состоянию на 8 января 2024 года, за одну акцию дают 2,57 доллара».
И вот совсем недавно, 14 июля 2024 года, акции NuScale Power просто рухнули стремительными домкратом. Рынок не обманешь, инвесторы знают всё.
А вот армянские чиновники всех уровней то ли не знают, то ли не хотят знать, что американская компания NuScale Power – это еще тот кот в мешке и иметь с ней дела не просто опасно, а огнеопасно.
Независимые эксперты давно предсказывали, что антироссийский курс армянского руководства не доведет до добра эту маленькую горную республику.
Но кто мог предположить, что «бархатные» армянские предводители вздумают построить в стране атомный реактор с негодными парогенераторами?
Ну построят, ну закроют АЭС, построенную в советские времена, ну выйдет из строя американское творение, ну лишатся армяне электричества… Это еще полбеды.
Но ведь ржавый парогенератор может спровоцировать и маленькую Хиросиму.
Владимир Прохватилов