База БПЛА США в Нигере существуют с 2013 года. Хотя теперь можно сказать — существовала. Фото АР
Все мы хорошо помним кадры достаточно нервных и напряженных встреч американских и российских частей где-нибудь в Сирии. И те, и другие не то, чтобы готовы друг друга перестрелять, но прямо скажем, от духа встречи на Эльбе эти «бодания» были далеки бесконечно. Но так бывает далеко не всегда. И российский контингент, прибыв в конце апреля 2024 года на 201-ю базу армии Республики Нигер, общается в бравыми звездно-полосатыми вояками достаточно дружелюбно и даже неформально. Это очень контрастирует с тем, что говорят о таком соседстве политики в Вашингтоне. А там уход контингента США из самой главной кладовой урана на «Чёрном континенте» воспринимают как один из самых крупных провалов американской политики времен Джозефа Байдена и называют всё это дело не иначе, как «вторым Афганистаном».
Как известно, Республика Нигер находится на седьмом месте в мире по добыче этого крайне важного в современном мире материала и лишь совсем немного отстает от России, которая находится лишь на шестом месте в этом списке. Для относительно небольшой и крайне бедной страны такое богатство одновременно и благо, и наказание. Оно сразу же привлекает нездоровое внимание и мировых Держав, и разных экстремистских группировок. К 2013 году, времени наивысшего развития запрещенного «Исламского государства» на Ближнем Востоке, все эти процессы докатились и до Западной Африки. С той лишь разницей, что здесь исламистские радикалы чувствовали себя гораздо вольготней. Занятые грызней местные политические элиты, подогреваемые французской миссией, никакого сопротивления мотивированным и фанатичным бандитам организовать не смогли. И тогда, словно ангелы с небес, к ним прибыл американский контингент. Борьбе с летучими бандами радикалов это помогло мало, зато американцы начали устраиваться здесь всерьёз и надолго.
База «201», съемки с БПЛА. Фото Махаr
Формально они должны были помогать французскому экспедиционному корпусу, но злые языки поговаривают, что они попросту хотели французов подсидеть. Так уже, собственно, случалось в 50-60-х годах прошлого века в Индокитае, да и интерес у заокеанских военных был прямой. США не входят даже в первую десятку добытчиков урана. И мимо страны, поставлявшей до 40% необходимого для французской атомной промышленности металла пройти, конечно же, не могли.
В итоге, в Нигере, на месте бывшей авиабазы местной армии была построена самая большая в Африке база беспилотных аппаратов ВВС США. Чего уж они там разведывали, пока остается загадкой. С местными филиалами исламистских организаций им справиться не удалось. Больше того, потери Сил Специальных операций США в Сирии были меньше, чем в столкновениях с резвыми нигерийскими бандитами. А потом в 2023 году в Нигере случился военный переворот, и американцев с насиженных мест жёстким образом попросили. В декабре 2023 года Нигер покинул французский контингент, а теперь настало время американцев. На их место прибывают парни из нашего Африканского корпуса. Вот что пишет об очередном неприятном для США политическом фиаско популярное американское издание «The Hill»
«Вынужденный вывод войск из Нигера является серьезной неудачей для американских военных, которые борются с исламскими экстремистскими группировками в Сахеле, нестабильном регионе, который простирается от Сенегала в Западной Африке до Красного моря. И это, учитывая стратегическую важность Республики Нигер, один из самых наших больших внешнеполитических провалов, США после Афганистана. Под угрозой для нас находится не только сдерживание ИГИЛ, «Боко Харам» и других повстанческих группировок, но и растущее влияние России, Ирана и Китая, которые борются за власть в Африке вместе с Западом. Но западные державы, такие как США и Европейский Союз, похоже, проигрывают битву в Сахеле».
Журналисты «Хилл», как и ряда других крупных изданий США не совсем верно ставят приоритеты. Африканские политики именно американцев обвиняют в создании самых одиозных группировок радикалов. Так что главная задача США- сдерживание в Африке России и Китая, в том числе и с помощью исламистских бандитов. И не очень похоже, что они с ней справляются.