Российская авиация методично уничтожает натовскую бронетехнику на дальностях до 15 километров.
Решительная и гибкая тактика российской авиации на Запорожском направлении удивляет даже западных экспертов. ВСУ двинули войска на Времевский выступ безо всякой поддержки с воздуха и без артиллерийского прикрытия, констатирует Eurasian Times.
При этом Россия полностью доминируют в небе на южном направлении. Российские беспилотники собирают точные координаты наступающих украинских бригад, что позволяет уничтожать их артиллерией, ПТРК и барражирующими боеприпасами. Рейды вдоль линии соприкосновения проводят штурмовые вертолеты Ка-52.
Отсутствие прикрытия у ВСУ позволило уничтожить даже больше натовской бронетехники, чем грамотно расположенные минные поля, констатирует Eurasian Times.
Единственное прикрытие, которое могут позволить себе ВСУ, — это надувные и деревянные макеты танков. Ложные цели отвлекают барражирующие боеприпасы «Ланцет-3». Дело в том, что FPV-беспилотники не имеют тепловизоров, в отличие, например, от Ка-52, которые не отвлекаются на ложные цели.
Минобороны Украины жалуется на нерпоходимые минные поля и дроны-камикадзе
Первоначальное продвижение ВСУ в Запорожской области почти остановилось, констатируют военные обозреватели TheDrive WarZone Говард Альтман и Томас Ньюдик. Наступающие части ВСУ не снабжены мобильными системами ПВО малой дальности (SHORAD), что дает российской авиации возможность абсолютно беспрепятственно действовать вдоль всей линии боевого соприкосновения.
Такие системы SHORAD, как, например, 9К35 «Стрела-10», должны защищать подразделения (в том числе бронетанковые) от широкого спектра воздушных угроз, начиная от низколетящих самолетов и вертолетов и заканчивая ударными дронами и крылатыми ракетами. ВСУ, однако, ничего подобного в своем контрнаступлении не применяло, констатирует TheDrive WarZone. Единственное средство противодействия — это станции РЭБ, которые пытаются заглушить и перехватить сигналы российских дронов.
Продвижению украинских войск мешает не только глупость командования, но и погода: над Запорожьем зарядили дожди, и тяжелая бронетехника просто не может передвигаться. Все боевые действия сейчас сконцентрированы, фактически, на Времевском выступе — в пойме реки Мокрые Ялы и вокруг деревушки Макаровка.
Макаровка несколько раз переходила из рук в руки с начала июня, когда ВСУ и выдвинули подразделения для контрнаступления. Начальник пресс-службы оперативной группировки «Восток» Олег Чехов говорит, что каждый день в Макаровке приходится отражать несколько атак мотопехотных рот ВСУ, усиленных танками и боевыми бронированными машинами (MRAP по натовской классификации). ВСУ пытается подтягивать все новые резервы к Макаровке, российские подразделения отражают атаки.
Уже не слышно прежнего оптимизма в заявлениях и украинского минобороны. Понимают, что контрнаступление захлебывается. По крайней мере, первоначальный сценарий блицкрига не удался, а наступающие подразделения были раздроблены.
— Русские активно используют штурмовую и армейскую авиацию и ведут интенсивный артиллерийский огонь. Во время наступления наши войска наталкиваются на сплошные минные поля, которые сочетаются с противотанковыми рвами. Все это сочетается с постоянными контратаками вражеских подразделений на бронетехнике и массированным применением ПТРК и беспилотных летательных аппаратов-камикадзе, — это замминистра обороны Украины Анна Маляр жалуется на то, почему завязло так долго и тщательно готовящееся контрнаступление.
А все потому, что киевское командование просто не рассчитало масштабы оборонительных линий, выстроенных Россией на Запорожском направлении.
— Очень близко к линии фронта действует российская авиация. Причем ударные вертолеты представляют особенно серьезную угрозу украинскому контрнаступлению в районах, где организовано продвижение бронетехники, — пишут Альтман и Ньюдик.
Гай Плопски: российские вертолеты адаптировали тактику даже под угрозу ЗРК
Бьют по наступающим подразделениям ВСУ не только «Ланцеты-3» и Ка-52. Широко используют и другие вертолеты — Ми-24, Ми-28Н, Ми-28НМ («Ночной охотник») и даже морские вертолеты Ка-27 и Ка-29.
Как пишет TheDrive WarZone, на аэродроме подскока в Бердянске собрана ударная группировка, которая абсолютно свободно действует в небе над Запорожской областью. Активность вертолетов подтверждают и многочисленные видеозаписи.
— Вертолеты действуют в основном ночью, на очень низкой высоте, используя рельеф, — говорит эксперт в области военной авиации Гай Плопски. — Как правило, дальность действия — 15 км. Это достаточная дистанция, чтобы быть эффективными против бронетехники на открытом пространстве и использовать отсутствие украинских систем SHORAD.
Такая тактика в натовской терминологии называется «пыльный мешок». Причем видеоролики, опубликованные Министерством обороны России, показывают, что вертолеты Ка-52 поражали украинскую технику (включая движущиеся цели), с помощью ПТУР «Вихрь-1», говорит Плопски.
Впрочем, удары по украинским целям с расстояния 10−15 км имеют и издержки. Ракете требуется около 23−25 секунд, чтобы достичь цели, в течение этого времени Ка-52 должен оставаться относительно неподвижным для целеуказания. Это делает вертолет потенциально уязвимым для средств ПВО большей дальности, таких как украинские ЗРК с радиолокационным наведением.
Однако и эта угроза уже минимизирована. Украинские средства ПВО в тактической глубине быстро и легко уничтожаются. Учитывая плотность контрбатарейной борьбы на направлении украинского наступления, ввести туда ЗРК фактически нереально. По подсчетам проекта Oryx, с начала спецоперации уничтожено не менее 65 украинских пусковых установок С-300 и еще как минимум 46 комплексов «Оса», «Стрела», «Тор» и «Бук». Поддерживать наступающих просто нечем.