В 2006 году началась реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Изначально идея была благой: вернуть в нашу страну русских и представителей коренных народов, которые оказались за пределами государства Российского в результате крупнейшей геополитической катастрофы двадцатого столетия – распада Советского Союза. Подпадали под нее и те, чьи предки вынужденно покинули Родину в прошлые времена: в результате церковного раскола, революции и гражданской войны. Эмигранты 1990-2000-х, наконец. Однако со временем программа превратилась в механизм замещения коренного населения России мигрантами из Средней Азии и Закавказья.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев провел заседание Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы добровольного переселения соотечественников. В рамках мероприятия обсуждалось, как следует скорректировать критерии данной программы, чтобы исключить приток в Россию абсолютно инокультурного населения. С 1 января 2024 года участникам госпрограммы необходимо подтверждать владение русским языком в устной и письменной части.
«По состоянию на 1 мая проведено более двух с половиной тысяч собеседований. Владение русским языком не подтвердили порядка 54% респондентов. Результаты работы наглядно демонстрируют плюсы этого нововведения: около четырех тысяч заявителей, включая членов их семей, не смогли воспользоваться механизмами Государственной программы в целях переезда в Россию и приобретения гражданства», – рассказал глава МВД.
Как видим, введенное с 1 января правило действительно начало давать результат. Но автоматически возникает вопрос: а кого мы завозили в свою страну все эти восемнадцать (!) лет? Никто не спорит с тем, что в первые годы реализации программы приезжали в основном русские (и те, кого принято называть «русскоязычные»). Но вот позже начался полный капут.
В феврале 2022 года Калужская область не выдержала и вышла из программы, поскольку приток «незаменимых иностранных соотечественников» стал слишком явным инструментом замещающей миграции в ущерб коренным жителям. Пресс-служба правительства региона сообщила: если в начале реализации программы славяне составляли 80% переселенцев, то по состоянию на 2022 год их доля упала до 17%. Калужская администрация сделала единственно верный шаг: порвала все связи с программой.
«Это заблокирует возможность получать гражданство в упрощенном порядке для уроженцев Средней Азии», – написал губернатор Владислав Шапша.
На официальном сайте МВД доступна статистика по программе. Возьмем для примера четвертый квартал 2023 года. На Таджикистан приходится 23,5% заявителей, на Армению – 15,2%, совокупно на две страны – 38,7%. Может, в этих республиках осталось много русских или представителей других коренных народов нашей страны: татар, башкир, удмуртов или тувинцев? Конечно, нет. В Таджикистане по самым оптимистичным подсчетам живет 30 000 русских, многие из которых уже давно имеют российский паспорт или же с рождения являются гражданами России (служат/работают на нашей военной базе). В Армении русских – аж 12 тысяч человек или 0,39% населения. Кому же выдают красные паспорта с золотистым двуглавым орлом? Скорее всего, таджикам и армянам.
Дело в том, что, как и практически все документы, исходящие от бюрократов, контролирующих национальную политику в России, формулировки в нормативно-правовых документах невнятные и совершенно непонятные. Открываем федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятый еще при Ельцине. Кто такой соотечественник?
Итак, соотечественники – это «сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР…» При этом оговорка про коренные народы сделана совершенно неприемлемо для юридического документа: «как правило принадлежащих к коренным народам». Что значит «как правило»? Можно где-то посмотреть список коренных народов России? Такого документа у нас нет. И чем тогда должны руководствоваться чиновники при принятии решения о выдаче российского паспорта?
Полная путаница приводит к тому, что паспорта раздаются выходцам из Средней Азии прямо на их исторической родине, хотя эти люди ни разу не были в России и русского языка не знают.
Единственный адекватный выход – это полностью пересмотреть фундаментальные подходы к возвращению соотечественников. Надо принять четкий и внятный список коренных народов России, которые не имеют своего национального государства за пределами нашей страны (за исключением белорусов и малороссов как частей триединого русского народа).