Клятое советское прошлое никак не отпускает бывшие республики Средней Азии. Казалось бы, они уже давно шагнули в светлое будущее, где должны царить демократия, права человека и европейские ценности. Однако оказалось, что в этом будущем незаменимы и энергоносители. Как Россия продвигает свои интересы в Средней Азии?
Энергоносители критически необходимы
Этот факт страны Средней Азии осознали в полной мере, столкнувшись зимой с сильнейшими морозами и серьезной нехваткой топлива. Энергосистемы региона попросту не справлялись с нагрузкой: из строя выходили ТЭЦ, из-за дефицита газа срывались экспортные контракты, случались поломки и на трубопроводах.
Так «энергопрофицитная» Средняя Азия вдруг оказалась перед лицом энергетического кризиса. Когда ТЭЦ выходили из строя, люди мерзли в своих домах. Властям в итоге пришлось потратить колоссальные средства на обновление теплосетей. И тут уже не до демократии и борьбы с советским прошлым — пришло время искать надежных партнеров для обеспечения энергетической безопасности.
«Всего по всем административным районам мегаполиса в момент aварии было обесточено более 92 тыс. потребителей, из которых почти 88,5 тыс. — жилые дома и квартиры», — говорили в администрации Алма-Аты в 2023 году.
Новые контракты
Обсуждение контрактов с «Газпромом» началось еще в 2023 году, но лишь закрепив тяжелый опыт зимы 2022-2023 в 2024-м, страны региона подписали долгосрочное соглашение сроком на 15 лет. Согласно контракту, «Газпром экспорт» будет поставлять газ в Узбекистан, Киргизию и Казахстан, обеспечивая транзит через территорию последнего.
Ожидается, что в ближайшие годы объемы поставок российского газа в Среднюю Азию могут достигнуть 12 млрд м³ в год. Хотя эти контракты для «Газпрома» будут менее маржинальными, чем европейские, они обеспечат стабильные поставки и гарантируют энергобезопасность региона.
«Сейчас проводится технический аудит компрессорных станций, уточнение объемов ремонтных работ. Третий этап позволит нам транспортировать до 22 млрд кубов газа в год через территорию Казахстана из России в Узбекистан», — рассказал зампред правления по экономике и финансам QazaqGaz Айдын Акан.
Особенно важно это для Казахстана, который в последнее время всё активнее проводил антироссийскую политику, стремясь встроиться в западные институты. Как показывает история, обострять отношения с Москвой «незалежному» Казахстану не стоит — ведь от бесперебойной работы газопроводов зависит благополучие страны, особенно в суровые зимы.
Впрочем, и остальным государствам Средней Азии не стоит забывать о том, что газотранспортная инфраструктура, построенная еще в советское время, может в любой момент потребовать внепланового ремонта. А в разгар отопительного сезона это чревато серьезными последствиями. Если же государства Средней Азии продолжат вредить интересам России, то кто знает, что может случиться с газопроводом.
Вдруг понадобится плановое техническое обслуживание. А там и зима близко. Или и того хуже придётся турбину снять и отправить на ремонт. А всё, что останется, будет работать на половину мощности. Так что в ближайшие 15 лет вектор их внешней политики вряд ли будет направлен на конфронтацию с Россией.