После того, как был поврежден Крымский мост и десятки тысяч туристов оказались заложниками сломавшейся «крымской логистики», Владимир Путин провел не одно совещание. И вот, на одном из них, обсуждая обеспечение людей всем необходимым — тех, кто застрял в этой «крымской пробке» — Президенту доложили о заповеднике «Аскания-Нова». Туда, мол, могут направиться многие из тех, кто вынужден теперь ждать выезда. Посмотреть — в чем уникальность этого заповедника. А он действительно — уникальный! И он теперь — наш! Заповедник в Херсонской области.
Его площадь – 333 км2. Из которых 1/3 часть – абсолютно дикая степь, которую никто никогда не распахивал, не засаживал, не обрабатывал.
Это единственная в Европе девственная степь типчаково-ковыльного типа (т.е. заросшая типчаком и ковылём).
В этой степи в диких условиях живут, например, бизоны и двугорбые верблюды, африканские антилопы и благородные олени. Страусы и редчайшие лошади Пржевальского.
В заповеднике можно встретить даже зебр (их туда искусственно запустили, но правда на зиму животных перемещают в теплые помещения).
То есть Россия теперь – это страна, где зебры живут в диких условиях, а не в клетках зоопарков. А вообще в этом заповеднике некогда и кенгуру можно было встретить. Удивительно!
Уникальная фауна Аскании-Новы была отмечена даже на советской марке 1968 года.
Создан заповедник был в середине 19 века русским немцем Фридрихом Фальц-Фейном. Этот человек родился здесь же, в Аскании-Нова. Но правда до него это был не заповедник, а личное имение другого немца – герцога Фердинанда.
Это был прусский генерал, который в 1828 году купил у императора Николая Первого участок земли под овцеводческую ферму. Император уступил землю за бесценок – всего по 8 копеек за 1 гектар.
Для сравнения, в те времена десяток яиц стоил 23 копейки, а килограмм сливочного масла – 1 рубль.
Причина такой щедрости проста. Император хотел, чтобы немецкий герцог принёс в Россию новые технологии из Германии. Вот как это было описано в указе:
«Цель сего поселения состоит в том, чтобы оно служило образцом большого благоустроенного сельского хозяйства, соединенного с фабричной промышленностью»
Герцог действительно создал современную по тем временам ферму. И назвал её Аскания-Нова, то есть «Новая Аскания» – в честь одноименного местечка в Европе, откуда происходил род этого герцога.
После смерти основателя фермы она была продана немцам Фальц-Фейнам и один из них (Фридрих) начал развивать на этих землях заповедник.
Памятник основателю заповедника
Кстати, заместителем Фридриха был местный парень по имени Климент Сиянко. Он дожил аж до 1946 года, внес огромный вклад в развитие заповедника и получил советскую награду «Герой Труда».
Также большой вклад в пополнение «коллекции» животных внес известный путешественник и ученый Петр Козлов.
К началу 20 века Аскания-Нова стараниями всех этих людей стала настолько уникальным местом, что император Николай Второй после посещения писал своей матери в письме:
«Там живут разные олени, козы, антилопы, гну, кенгуру и страусы круглый год под открытым небом на открытом воздухе и тоже вместе. Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева ковчега»
После революции немцы покинули заповедник и им остался заведовать упомянутый Петр Козлов.
Ученому удалось получить настолько чистую породу лошадей Пржевальского, что аж сама Монголия (откуда эти лошади родом) попросила передать ей часть стада для восстановления популяции в пустыне Гоби. Просьбу удовлетворили.
Тяжелейшие времена для заповедника наступили в годы Великой Отечественной войны.
Заповедник был разорен и сожжен дотла. Животных увозили в Германию, а что делали с оставшимися даже не буду писать — чтобы вам не расстраивать.
Лишь немногим уцелевшим удалось вырваться в степь. Были разграблены музей заповедника, уникальные коллекции, сожжена научная библиотека, насчитывавшая 25 тыс. томов, уничтожен редчайший гербарий, включавший до 1 тыс. видов растений. Полностью уничтожен и вытоптан ботанический сад.
На территории заповедника производились массовые расстрелы советских граждан и военнопленных РККА.
Вот так… Одни немцы создали заповедник. Другие его уничтожили.
Множество лет понадобилось Советскому Союзу, чтобы восстановить Асканию. Туда приезжали ученые не только со всей страны, но и со всего мира – из 55 стран. К 60-70-м годам заповедник был восстановлен.
После начала СВО почти целый год Аскания-Нова оставалась под управлением Украины, даже работники оставались подчинены украинскому Правительству. Хотя, сама Херсонкая область, как известно, такое подчинение потеряла.
Это, кстати, к слову о том, как выглядит настоящая оккупация (при гитлеровцах), и как мнимая (по мнению западной пропаганды).
Ну, ничего. Теперь заповедник получит новую жизнь…
Бочкарев Александр