Продавая оружие Украине и покупая оружие у России, Турция, похоже, достигла некоторых своих геополитических целей. Турция пытается позиционировать себя как посредник между Россией и Украиной на фоне опасений крупномасштабной войны.
Западные спецслужбы заявляют, что Россия сосредоточила до 100 000 военнослужащих вдоль своей границы с Украиной и что президент Владимир Путин может отдать приказ о вторжении в конце января. Если конфликт все-таки произойдет, Анкара, у которой хорошие отношения как с Москвой, так и с Киевом, могла бы стать одним из основных бенефициаров.
Продавая оружие Украине и покупая оружие у России, Турция, похоже, уже достигла некоторых своих геополитических целей. В Киеве Анкара считается одним из самых важных сторонников Украины в борьбе с Россией, особенно после того, как Украина недавно закупила боевые дроны турецкого производства. Bayraktar TB2 изменил правила игры во время прошлогодней войны между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. В рамках сделки турецкая корпорация Baykar Defense и украинский «Укрспецэкспорт» создали совместное предприятие под названием Black Sea Shield для производства Bayraktar TB2 на территории бывшей советской республики.
Судя по сообщениям, у украинских военных сейчас больше технически усовершенствованных военных беспилотников, чем у Азербайджана, который явился явным победителем в 44-дневном конфликте против номинального союзника России — Армении. В октябре Украина впервые применила беспилотники Bayraktar против поддерживаемых Россией сепаратистских сил в регионе Донбасса. Оружие, безусловно, могло бы оказаться весьма эффективным в войне против России, но маловероятно, что его хватило бы Украине, чтобы победить мощь российских вооруженных сил.
У России уже есть опыт борьбы с турецкими беспилотниками в Ливии в прокси-конфликте между поддерживаемой Россией Ливийской национальной армией во главе с Халифой Хафтаром и поддерживаемым Турцией правительством национального согласия. Войска Хафтара успешно использовали систему ПВО российского производства «Панцирь-С1» для сбивания ряда турецких беспилотников. Тем не менее, Байрактар, несомненно, может нанести серьезный урон российским ставленникам на Донбассе.
Хотя Москва выразила «серьезную озабоченность» продажей Турции дронов Украине, растущие военные связи между Анкарой и Киевом, похоже, не влияют на отношения России с Турцией. Фактически, Россия стремится расширить собственное военное сотрудничество с Турцией. Поступают сообщения о том, что Москва начала передачу технологий для производства некоторых частей системы ПВО С-400 в Турции, а Кремль планирует доставить Анкаре еще одну партию зенитно-ракетных комплексов С-400. Более того, Россия ведет переговоры с Турцией и предложила свою помощь в разработке современных истребителей.
Турция работает над планами по созданию национального боевого самолета, отечественного истребителя-невидимки пятого поколения, и Россия хочет принять участие в его строительстве. Принимая во внимание сложившуюся геополитическую реальность, Турция, располагающая второй по величине армией Организации Североатлантического договора, может построить с помощью России реактивные самолеты, которые в конечном итоге могут быть проданы Украине.
Турция и Украина являются стратегическими партнерами, и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не упускает возможности указать на то, что включение Кремлем Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году было «незаконным». Однако в то же время турецкие корабли, перевозившие строительные материалы, несколько раз посещали оспариваемый полуостров. Хотя Анкара на словах поддерживает территориальную целостность Украины, она продолжает закупать добываемый на Донбассе уголь у России. Угольные шахты на востоке Украины контролируются силами, поддерживаемыми Россией, а самопровозглашенные Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика экспортируют украинский уголь в Россию. Затем Москва реэкспортирует его в несколько стран, в том числе в Турцию.
В российско-турецко-украинском треугольнике Анкара, похоже, занимает наиболее прагматичную позицию. С конца ноября Турция трижды предлагала свои «посреднические услуги» Москве и Киеву. Желание Эрдогана быть посредником между Путиным и украинским лидером Владимиром Зеленским вызвано его стремлением выглядеть как региональный или даже глобальный лидер. В то же время он стремится защитить интересы Турции в Черноморском регионе, и это одна из основных причин, по которой Анкара продолжает оказывать помощь Украине.
Турция использует Украину в качестве противовеса России в этом регионе, в то время как Эрдоган, столкнувшись с валютным кризисом внутри страны, отчаянно нуждается во внешнеполитической победе, чтобы повысить свой рейтинг одобрения. Поэтому ожидается, что он продолжит предлагать свои услуги как Москве, так и Киеву.
Кремль уже отклонил предложения Турции, заявив, что Россия «не является стороной в конфликте на Донбассе», в то время как у украинских властей есть четкое условие: никаких соглашений за спиной Украины. Однако Турция и Россия имеют опыт заключения сделок за спиной других стран, а именно Сирии и Ливии. Если бы США не были крупнейшим сторонником Киева, Москва и Анкара, вероятно, уже пришли бы к различным выгодным договоренностям.
Ожидается, что в обозримом будущем Россия и Турция — партнеры и противники одновременно — попытаются найти способ сбалансировать совместные оборонные контракты, огромные энергетические проекты, такие как трубопровод Турецкий поток и строительство АЭС Аккую. а также отношения Анкары с Украиной.Но даже если между Россией и Украиной будет война, это вряд ли окажет негативное влияние на российско-турецкие отношения. Их ситуативное прагматическое партнерство будет преобладать.
НИКОЛА MIKOVIC, политический аналитик из Сербии