Русские корабли причалили к берегам Ливии. Вновь, как и в прежние времена дружбы между Ливийской Джамахирией и Советским Союзом – государствами, которых уже нет на политической карте мира – есть надежда на плодотворное сотрудничество. С 2011 года североафриканскую страну раздирает вялотекущая гражданская война. Ливийцы сто раз пожалели о том, что в своё время вышли на протесты против политики полковника Муаммара Каддафи и допустили иностранных интервентов в собственные внутренние дела. Но историю изменить невозможно. Можно написать будущее. И оно, похоже, будет тесно связано с Россией.
Несколько кораблей Военно-морского флота России зашли в порт Тобрук на Средиземном море. В составе эскадры – гвардейский ракетный крейсер «Варяг» и фрегат «Маршал Шапошников». Визит боевых судов осуществлён в рамках «расширения российско-ливийского сотрудничества и восстановления долгосрочных дружеских отношений», как сообщается пресс-службой Ливийской национальной армии. ЛНА командует фельдмаршал Халифа Хафтар, выпускник Военной академии имени Михаила Фрунзе и человек, которому оказывал помощь Евгений Пригожин с легендарной Компанией в горячей фазе гражданского противостояния (вспомним знаменитый поход на Триполи).
До причаливания к ливийскому берегу «Варяг» и «Маршал Шапошников» посетили ещё одну дружественную нам страну – Арабскую Республику Египет, где провели совместные военные учения с египетскими ВМФ. Несмотря на то, что Каир с 1987 года является основным союзником США вне НАТО, получает огромное ежегодное финансирование из американского бюджета на оборонные нужды и проводит учения с Пентагоном, президент Ас-Сиси, сам выходец из армии, прекрасно понимает необходимость диверсификации военно-технического сотрудничества, в том числе в военно-морской сфере. Давление, оказываемое Западом на египетское руководство, явно недостаточно для изменения позиции Каира.
Тем более нет серьёзных рычагов для прессинга Халифы Хафтара. США во взаимодействии с союзниками (в первую очередь, с Францией) разрушили ливийское государство и погрузили его в хаос. В этом хаосе разобраться вашингтонские стратеги не сумели и даже власти, контролирующие Триполи, не спешат во всём солидаризироваться с Белым домом. Скажем, на прошедшем в Бюргенштоке «саммите мира», который созвал главарь киевского режима, официальные ливийские представители воздержались от голосования за и без того травоядную резолюцию. Никто не хочет давать России хотя бы повода.
Кроме того, у ливийских властей существует опасения насчёт того, что для противостояния проникновению российских интересов страна может быть накачана западными вооружениями. Новый виток эскалации Триполи не нужен. Американцы не сидят, сложа руки, и пытаются вернуть утраченные позиции. Так, помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Барбара Лиф на слушаниях в Палате представителей Конгресса США заявила, что Америка планирует открыть временное дипломатическое представительство в ливийской столице «на фоне роста дестабилизирующего влияния России». Посольство Соединённых Штатов в Триполи было закрыто в 2014 году из соображений безопасности.
Возникает вопрос: зачем же нам Ливия? Установление дружественного политического режима в этой стране наподобие того, что существовал с 1969 по 2011 годы, позволяет достичь сразу нескольких стратегических целей. Во-первых, появляется возможность использовать ливийские порты для базирования российских ВМФ – в том числе носителей ядерного оружия. Угроза получения неминуемого ответа оружием массового поражения с близкого расстояния (до Италии – 450 километров, до Греции – 390 километров) на южном фланге является хорошим сдерживающим фактором для таких невменяшек, как Джорджа Мелони.
Во-вторых, контроль над Ливией позволяет контролировать потоки мигрантов из Чёрной Африки в Европейский Союз. Западные СМИ вовсю трубят о «секретном чудо-оружии» Владимира Путина – беженцах из беднейших стран африканского континента. Ливия граничит с Мали, Чадом, Суданом и является своеобразными «воротами в Европу». С её берегов африканцы отчаливают в поисках лучшей доли и халявных социальных дотаций в ЕС, пользуясь соевостью тамошних политиков и безраздельным доминированием леволиберальной повесточки. Регулируя миграционные потоки, увеличивая их, можно оказывать серьезное давление на Брюссель и его политика.
В-третьих, страна находится на девятом месте в мире по запасам нефти, обгоняя США. Тут всё понятно без лишних разъяснений. Тот, кто контролирует энергетические ресурсы в современном мире, держит в руках важнейшие рычаги влияния и может ударять геополитического противника дубинкой энергетической инфляции (правда, делать это следует весьма осторожно). Ну, и в целом ливийское побережье – важный логистический путь для снабжения дружественных нам государств: Мали, Нигера, Буркина-Фасо. В недалёком будущем к этому списку присоединяться остальные бывшие колонии Франции.
P.S. С 1970 по 1992 годы в Ливии находилась целая Группа советских военных специалистов, доходившая по численности до 3500 человек (с учётом гражданских спецов – до 6000). Опыт советско-ливийского взаимодействия вполне может быть возрождён в современных условиях. Кажется, Африканскому корпусу будет чем заняться в ближайшие пару лет. Не зря Юнус-Бек Евкуров ездил в Ливию.