Владимир Путин подписал закон, который предоставляет возможность семьям использовать материнский капитал для строительства индивидуальных жилых домой через счета эскроу. Мера, безусловно, важнейшая не только контексте улучшений жилищных условий семей, но в качестве поддержки демографии.
Можно сколько угодно рассуждать о социальной поддержке населения и вводить соответствующие меры, однако ключ к повышению рождаемости лежит в изменении пространственной и градостроительной политики страны. Сейчас по демографическим статьям государство направляет порядка 2 трлн рублей в год. Это существенные деньги. Для справки — национальный проект по демографии был самым капиталоемким. Однако результата практически нет. Наверное, если бы не было соответствующих бюджетных расходов, ситуация была еще более катастрофичной.
Необходимо кардинальным образом менять стратегию пространственного развития страны, отказываться от агломерационного целеполагания. В настоящий момент в недрах Министерства экономического развития готовится новый документ (текущая версия Стратегия перестает действовать в конце 2024 года). Однако имеются большие сомнения, что ведомство Решетникова пересмотрит цели и задачи. Увы, но Минэк руководствуется архаичными либеральными принципами, главный из которых заключается в том, что именно моноцентричные агломерации являются драйвером экономического роста.
На деле это совсем не так. Особенно при шестом технологическом укладе, к которому в настоящий момент имеется переход. В четвером и пятом, действительно, была важна концентрация людей на отдельной территории. Однако развитие информационных и цифровых технологий определяет совершенно иные точки роста. Поэтому необходимо фронтальное и сбалансирование развитие всей территории страны, перераспределение ресурсов в пользу депрессивных регионов. Как показывает практика (к сожалению, пока не широкая), если заниматься территориями, то их можно вывести совершенно на новый уровень развития, обеспечив достойное качество жизни местного населения.
В идеале Стратегия пространственного развития должна носить не сугубо экономическое, а демографическое целеполагание. Рост рождаемости и выход на естественное воспроизводство населения должны стать приоритетной целью государственной политики как минимум до 2050 года.
Если же говорить непосредственно о мерах поддержки рождаемости, то в контексте улучшения жилищных условий семей приоритетом должно стать индивидуальное жилищное строительство. Как показывают социологические исследования, более 70% граждан хотели бы жить в собственном доме, а 55% тех, кто сейчас проживает в квартире, хотели бы переехать в свой дом, будь такая возможность. Значит, государство обязано такую возможность предоставить.
В самом по себе льготном ипотечном кредите нет ничего страшного. Для молодых семей (возраст матери до 25 лет) он может быть беспроцентным. При рождении каждого ребенка, начиная с третьего, государство должно списывать часть ипотеки (25% при рождении третьего, 50% при рождении четвертого и полное списание при рождении пятого). Здесь отмечу, что все это должно сопрягаться с иными мерами. Как, например, выплата государством пособия (фактически — зарплаты) матери не ниже средней по региону в случае, если в семье три или более детей. Но сейчас я пишу конкретно про ИЖС.
Жилищная и градостроительная политика, проводимая в последние годы, привела к перекосу на рынке. Льготная ипотека на ИЖС была в полной мере распространена только с 2023 года. Данный дисбаланс необходимо выравнивать.
В завершении приведу данные Дом.РФ. Согласно заявлению корпорации, за две недели июля спрос на семейную ипотеку на ИЖС вырос в два раза. Подобное лишний раз показывает, что значительная часть наших граждан хочет жить в собственном доме. Но долгие годы их загоняли в человейники и «заставляли» переезжать в крупнейшие города. Сейчас пружина начинает разжиматься. Но будет ли результат — большой вопрос.