В среду, 21 июля, Госдепартамент США и МИД Германии опубликовали совместное заявление, в котором отражены детали сделки по «Северному потоку — 2». Суть договоренностей можно описать одним предложением: России позволяют достроить и запустить газопровод, а Украине дают абстрактные обещания. Это соглашение — крупнейшее дипломатическое поражение Зеленского, масштабы которого ему еще предстоит осознать.
На сайте Министерства иностранных дел ФРГ обнародовано «Совместное заявление США и Германии о поддержке Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целях». Название документа не отражает его содержание: на самом деле речь идет о «Северном потоке — 2», хотя сам газопровод ни разу не упоминается.
Накануне журналисты и эксперты в сфере энергетики гадали, в какой форме будет заключена сделка между Вашингтоном и Берлином. Будет ли это полноценное соглашение, под которым поставят подписи главы государств и за невыполнение которого могут наступить конкретные юридические последствия? Выясняется, что нет.
По сути, никакая сделка вообще не заключалась. Стороны просто задекларировали общие позиции по некоторым вопросам. Оно и понятно: было бы странно, если бы лидеры двух ведущих западных держав беспардонно вмешались в энергетику. В международной практике так не принято.
Первый же абзац «совместного заявления» вводит читателя в ступор: «Соединенные Штаты и Германия твердо поддерживают суверенитет, территориальную целостность, независимость и избранный европейский путь Украины. Сегодня мы вновь заявляем о своей решимости противостоять российской агрессии и пагубной деятельности на Украине и за ее пределами. Соединенные Штаты обещают поддержать усилия Германии и Франции по установлению мира на востоке Украины в рамках «нормандского формата». Германия активизирует свои усилия в этих рамках по содействию выполнению Минских соглашений. Соединенные Штаты и Германия подтверждают свою приверженность преодолению климатического кризиса и принятию решительных мер по сокращению выбросов в 2020-х годах, чтобы сохранить достижимым температурный предел в 1,5 градуса по Цельсию».
Как связаны между собой Минские соглашения, «нормандский формат» и климатические цели Евросоюза? Никак. США и Германия просто пытаются уменьшить масштабы «зрады», заявляя о твердой решимости защищать Украину перед лицом «российской агрессии».
«Если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия или совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины, Германия предпримет действия на национальном уровне и будет настаивать на эффективных мерах на европейском уровне, включа санкции, чтобы ограничить российские экспортные возможности в Европу в энергетическом секторе, в том числе газ, и/или в других экономически значимых секторах», — говорится в документе.
Какие именно действия можно классифицировать как «использование энергии в качестве оружия»? Что должна делать Германия на национальном уровне? Насколько ограничить экспорт российского газа в Европу? Об этом история умалчивает.
Украина не получила от своих западных партнеров конкретных гарантий безопасности. Далее следует пункт, неприятный для «Газпрома»: «Германия подчеркивает, что будет соблюдать как букву, так и дух Третьего энергетического пакета в отношении «Северного потока — 2» под юрисдикцией Германии для обеспечения разукрупнения и доступа [к газопроводу] третьих сторон».
В переводе с языка дипломатии это означает, что Берлин соглашается искусственно ограничивать пропускную способность «Северного потока — 2» в соответствии с обновленной Газовой директивой ЕС. Впрочем, по этому вопросу еще идут судебные процессы (и будут идти не один год).
«Газпром» еще поборется за право не бронировать 50% мощности своего экспортного трубопровода для несуществующих альтернативных поставщиков. Или найдет «лазейку» в европейском законодательстве. Ключевой параграф совместного заявления США и Германии звучит следующим образом: «Соединенные Штаты и Германия едины в своем убеждении, что продолжение транзита газа через Украину после 2024 года соответствует интересам Украины и Европы. В соответствии с этим убеждением Германия обязуется использовать все доступные рычаги для содействия продлению до 10 лет соглашения Украины о транзите газа с Россией, включая назначение специального посланника для поддержки этих переговоров, которые должны начаться как можно скорее и не позднее 1 сентября. Соединенные Штаты обязуются в полной мере поддерживать эти усилия».
Резонный вопрос: может ли Германия гарантировать Украине продление (или заключение нового) транзитного контракта после 2024 года? Нет. Она может только содействовать и применять некие «доступные рычаги», чтобы Россия продолжила пользоваться услугами украинской ГТС.
«Я не понимаю, как Германия может гарантировать транзит газа по территории Украины, если она его не добывает, не подает газ с территории России», — недоумевает глава «Нафтогаза» Юрий Витренко. Гарантии может предоставить только Россия, но она не подписывалась под совместной декларацией США и ФРГ.
Если после 2024 года транзит газа через Украину прекратится, Германия не нарушит взятые на себя обязательства. Она в любом случае сможет сказать, что сделала все возможное для заключения нового контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом». Кроме того, в совместном заявлении Госдепа и МИД ФРГ ничего не говорится об объемах украинского транзита. Для России не проблема прокачивать через Незалежную 10–15 миллиардов кубометров газа в год. В этом случае Германия тоже сможет отчитаться, что она выполнила свою часть «джентльменского соглашения» со Штатами.
В качестве утешительного приза Украине обещают создание «Зеленого фонда» для развития возобновляемых источников энергии. США и Германия «будут стремиться» привлечь в него не менее 1 миллиарда долларов инвестиций.
Конечных потребителей электроэнергии на Украине это не обрадует, поскольку «зеленый тариф» и так бьет по их кошелькам. А будет бить еще сильнее. «Германия также готова запустить Пакет мер по обеспечению устойчивости Украины для поддержки энергетической безопасности последней. Он будет включать в себя усилия по защите и увеличению пропускной способности реверсных потоков газа на Украину с целью полной защиты Украины от потенциальных будущих попыток России сократить поставки газа в страну», — говорится в декларации.
Видимо, немцы не понимают одну простую вещь: Незалежной не нужны никакая «энергетическая безопасность», никакие реверсные потоки и поставки газа из альтернативных источников. Она всего лишь хочет сидеть на транзитной игле и получать деньги от «страны-агрессора».
В ответ на договоренности США и ФРГ министры иностранных дел Польши и Украины выпустили свое совместное заявление, в котором заявили о намерении дальше бороться с «Северным потоком — 2». Но борьба уже окончена. Для Киева ее итоги неутешительны: ненавистная «путинская труба» будет достроена и введена в эксплуатацию, гарантий заключения нового контракта с «Газпромом» нет, никаких компенсаций за потерю транзита, о которых говорила команда Зеленского, не предусмотрено. «Зрады» подобных масштабов Украина не помнит, пожалуй, со времен заключения Минских соглашений.