После терактов 23 июня глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что проведет ревизию личных дел всех чиновников и депутатов региона. По словам руководителя региона, правоохранители разберутся, как в регионе формируются и кем спонсируются спящие ячейки внутри республики. Проще говоря Меликов хочет разобраться с проблемами в регионе своими силами, не прибегая к помощи федерального центра.
Однако вспоминая, как местная власть «разобралась» с виновными в погромах в дагестанском аэропорту, возникают большие сомнения в том, что она способна действовать жестко. Тех же родственников террористов задержали на 13 суток за мелкое хулиганство, что явно свидетельствует о том, что региональные руководители боятся обострять ситуацию. Что происходит в регионе и почему сегодня Дагестан обвиняют в том, что он предал Путина, читайте в нашей публикации.
Нерешимость региональных властей
Если говорить откровенно, то Сергею Меликову безусловно не позавидуешь. Ему достался очень сложный, один из беднейших регионов страны, который вдобавок ещё и многонациональный — в Дагестане живут десятки национальностей. Именно последнее обстоятельство и является ключевой причиной клановости местной политики. А она в свою очередь создает благодатную почву для коррупции.
Сергей Меликов. Фото: vestikavkaza.ru
Но ситуация видится запущенной не только по этим причинным. Одним махом ее не исправить, в том числе и по той причине, что г-н Меликов крайне осторожен в своих высказываниях, как тот сапер который ходит по минному полю. В отличии например от того же Кадырова, который напомнил о кровной мести, и заявил, что при малейших подозрениях на терроризм следует наказать весь род, поскольку он несет полную ответственность за поступки его выходцев.
«Если подозреваемый связан с шайтанами – надо наказать весь его род. И тот, кто посягает на брата-полицейского, должен понимать, что по кровной мести убьем всех – отца, брата, дядю»
— заявил Кадыров.
Меликов столь жесткую риторику безусловно «не тянет». Глава региона старается придерживаться политически безопасных фраз, используя затертый до дыр штамп, что дескать теракты «это тщательно спланированная акции», с обязательной приставкой «из-за рубежа», добавляя, что конечная их цель это посеять зерно раздора среди народов РФ.
Фото: gazeta.ru
Если по поводу планирования таких терактов сомнений нет и быть не может, то вот насчет «зарубежного влияния» можно было бы порассуждать. Например, об «игиловской стилистике» теракта в котором священник был лишен жизни самым изуверским способом, и о растущем влиянии в Дагестане — в том числе посредством онлайн формата — религиозных проповедников радикального ислама из Саудовской Аравии, Сирии и Египта. Именно благодаря им на фоне политического дискурса и архаизации общественных отношений в регионе подрастает новое поколение радикальных исламистов, которые принадлежат к распространенной в Дагестане, да и не только в нем, шафиитской школе ислама, являющейся одной из самих консервативных и строгих.
Первое что бросается в глаза, это то, что боевики утроившие теракт это представители приближенных к власти семей. И это лишь подчеркивает их высокую степень «идейности» и в негативном смысле пассионарность. В то время как бедность, отсутствие перспектив у молодежи, тотальная коррупция и поиски справедливости в ответ, расширяют базу исламистов за счет тех, кто не сумел реализоваться в мирной жизни. То, что сегодня Дагестан пытаются раскрутить как всероссийский туристический центр, бросает дополнительные вызовы: а готовы к столь «цивилизационному столкновению» адепты традиционного местного общества? Как ни крути, но 3 миллиона туристов для Дагестана с такой же численностью населения — это очень серьезный вызов. Радикалы вдалбливают мысль, что гости региона способны пошатнуть устои дагестанского общества, и местная власть не сумела этой агрессивной пропаганде ничего противопоставить.
Фото: runews24.ru
Ещё одно упущение региональных властей, это то, что в Дагестане на протяжении долгих лет не решаются острейшие проблемы. Множество семей по-прежнему лишены элементарных удобств, например доступа к воде. Абсолютная бесхозяйственность и невиданное по своим масштабам воровство в конечном итоге привели к полной деградации энергосетей, а недовольство постоянными блэкаутами уже не раз заставляло людей выходить на улицу. Причем само же население способствует этому — подавляющее большинство жителей республики купили себе инвалидность, что дает возможность платить за электроэнергию копейки (а зачастую вообще не платить), что в свою очередь привело к резкому росту количества майнинговых ферм в регионе. В конечном итоге долги растут, денег необходимых для поддержания отрасли нет, криптовалютчики добивают и без того изношенные электросети, а все дотации из федерального центра разворовываются на местах.
Майнинговые фермы в Дагестане. Фото: imghub.ru
В результате вся Россия безропотно тащит на себе долги республики, а её сыны срубив бабла по легкому, по кайфу танцуют лезгинку на проезжей части. Результаты полнейшей безнаказанности и попустительства со стороны региональных властей мы и могли наблюдать на днях в Дербенте и Махачкале.
Ещё один весьма показательный момент свидетельствующий о беззубости местных властей — сегодня глава региона Меликов поднимает вопрос о запрещении никаба, говоря о том, что он «не свойственен народам Кавказа». Но в то же самое время осторожно добавляет, что не считает ношение подобной одежды причиной радикального исламизма. И вновь глава Дагестана недоговаривает: если это не причина, то, может, это все-таки проявление настроений определенной части общества?
Ну и наконец Меликов ни слова не сказал о прошлогоднем антисемитском погроме махачкалинского аэропорта прошедшего под очевидными исламистскими лозунгами. Тогда это дело быстренько замяли и едва ли не самым жестким наказанием стали аресты на 9 суток и вынесенные штрафы по 10 тыс. рублей. Можно ли себе представить себе такую вегетарианскую позицию силовиков в каком нибудь другом регионе РФ? Поневоле напрашивается мысль, что именно безнаказанность погромщиков стала одной из предпосылок последних терактов.
Как будет на это раз? Что-то подсказывает, что если Меликов начнет разбираться своими силами, то всё опять закончится ничем. Например, очень символично выглядит тот факт, что экс-главу Сергокалинского района Дагестана Омарова и шестерых братьев террористов, арестовали на 13 суток по статье о мелком хулиганстве. Видимо статью о пособничестве терроризму вменить сразу как-то постеснялись.
Меликов грозится провести полную ревизию всех личных дел чиновников и депутатов и заодно избавиться от клановости в региональной политике. Но дело в том, что вся она как раз на клановости и строится. Хватит ли у главы региона решимости и сил поломать эту систему об колено? Ответ на этот вопрос кажется очевидным: конечно же нет. Да и самом Дагестане не готовы к такому повороту, а в Москве видимо, по-прежнему надеются, что оно как-то само рассосется.
«Помните, куда после «марша справедливости», который чуть не закончился взятием Москвы, поехал Владимир Путин? В дагестанский Дербент. Он поехал за народной поддержкой и любовью. И получил её. Все помнят кадры счастливых президента и дагестанской девочки, а в Джума-мечети президенту подарили экземпляр Корана»,
— пишет Telegram-канал «Улыбаемся & Машем», обращая внимание, что именно в этом городе, который стал красивой витриной демонстрирующей успех политики федерального центра в одной из самых проблемных кавказских республик, спустя год происходит дерзкий теракт.
«И да, из Дагестана по-прежнему наблюдается исход еще оставшихся здесь немногочисленных русских. Вот что бывает, когда государство врет само себе»,
— резюмирует автор канала.
Фото: iz.ru
Пора перестать заблуждаться по поводу происходящего в Дагестане, и хватит уже обманывать главу государства замалчивая накапливающиеся как снежный ком проблемы. Только совместными усилиями региональной и центральной власти получится навести порядок. Тем более что живой пример того как может быть находится прямо перед глазами — Чечня.
И да, самое главное — закон должен быть один для всех. И если приезжие туристы из Рязани не водят хороводы на оживленном перекрестке в Махачкале, то и в Рязани не стоит лихо отплясывать лезгинку на проезжей части. И если в Твери существует установленный тариф на коммуналку, то и в Дагестане он не может быть в разы дешевле. Нельзя спускать горячим джигитам и погромы, поскольку ошалев от собственной безнаказанности они хватаются за оружие, в то время как русского за брошенный в сторону правоохранителей стаканчик или неосторожный лайк отправляют на нары. Главное понять одно: если от такой предвзятости и диких двойных стандартов, посыплется Рязань, то Махачкалу точно будет не удержать.
* ИГИЛ — запрещенная в РФ террористическая организация