Информация о возможном военном столкновении России и Казахстана создала напряжение не только в двух государствах, но и за их пределами.
Будет ли война в Казахстане?
Триггером для такой волны стали заявления российского политолога Сатановского. Процитирую три наиболее важных, на мой взгляд:
Казахстан американцы обрабатывают очень активно, чтобы вообще отсечь Россию от Центральной Азии по экономике. И они его обработают. Это мой прогноз: при той политике, которую ведет Токаев, не будет у нас Казахстана ни в ОДКБ, ни во всех остальных структурах, имеющих непосредственное отношение к России вроде ЕврАзЭС. И русских в Казахстане не останется, потому что бешеный подъем национализма с открытыми требованиями убираться вон и оставить Казахстан казахам. При всех «негативах» Назарбаева, он этого не допускал.
Токаев, которого Путин спас в январе от того, чтобы он перестал быть президентом Казахстана, немедленно запустил националистов во власть и дал им полный карт-бланш. Китай он не обидит — он не такой сумасшедший. А вот ссориться из-за нас с американцами он не будет. Еще при Назарбаеве Вашингтон по иску какого-то жулика из Молдавии арестовал золотовалютные резервы фонда национального благосостояния Казахстана на 20 с лишним миллиардов долларов. Это был простой намек, и он был понят: в любой момент Казахстан может оказаться нищим. А он этого не хочет.
Лаборатории в Казахстане, о которых мы все время забываем. Казалось бы — где Казахстан и где Америка, но там находятся военные лаборатории, поэтому прямое столкновение безусловно будет.
Слова Сатановского — всего лишь личное мнение политолога. Да, это так. Но не совсем. Сатановский всегда озвучивал позицию, как сейчас принято говорить, одной из башен Кремля. И вряд ли бы стал делать столь резкие заявление, не согласовав это с кураторами. Поэтому эти заявления стоит, как минимум, принять во внимание.
Есть ли повод для вторжения России в Казахстан? На мой взгляд, в качестве такового можно рассматривать только наличие военно-биологических лабораторий. Остальное причиной для столкновения не является. Какие бы ни были проблемы, они требуют мирного, дипломатического решения. Проблемы существуют в отношениях всех стран мира. Но страны обычно не проявляют военную агрессию в ответ на какие-то обиды. Это все равно что убивать всех, кто вам нахамил на улице.
А проблемы в российско-казахстанских отношениях действительно есть. Казахстан и при Назарбаеве, и при Токаеве не раз открыто демонстрировал недружественность, а порой и неуважение к России. При этом англосаксам в Астане действительно готовы, как говорится, шнурки гладить.
Нельзя сказать, что русские там подвергаются геноциду, это будет откровенной ложью. Но практически все социальные лифты на государственной службе и крупном бизнесе для них закрыты. Причем, закрыты навсегда. Однако это сделало казахстанских русских еще более стойкими к внешним обстоятельствам. Многие имеют средний бизнес и вполне успешны на своем уровне. Но тем не менее всем русскоязычным жителям дают понять, что они второй сорт. Когда-то я задал откровенный вопрос одному из ведущих казахстанских идеологов, который занимал большой пост в Администрации президента — какова главная цель внутренней политики Казахстана на самом деле? Собеседник был предельно откровенен — в построении этнократического государства.
Недавно в сети немало просмотров набрало видео с русским мальчиком из Казахстана, который мечтает, став взрослым, покрасить волосы в черный цвет. Зачем? Чтобы быть похожим на казаха. Ребенок понимает, что в Казахстане только казах может достичь большого успеха.
Вопросы есть. И они требуют решения. Долго это продолжаться не может. Но, считаю, что решать их можно и нужно мирным, дипломатическим путем.
Тем не менее, на мой взгляд, и в двусторонних отношениях России и Казахстана, как и в межнациональных отношениях внутри республики красные линии не пройдены. И я очень хочу верить, что заявления Сатановского — не более чем предупреждение, намек для руководства Казахстана.
Что же касается военных биолабораторий, то здесь Россия должна поставить очень жесткие условия. И не только Казахстану. Их не должно быть на всем постсоветском пространстве. А в идеале — и во всем мире. Твердо уверен, что военного столкновения России и Казахстана не будет. И нагнетать панику с обеих сторон не нужно.