Германия пыталась перехватывать российский сжиженный газ у Индии, национализировав «дочку» «Газпрома». Однако РФ одним решением пресекла эту схему, заявил эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.
«Газпром» планировал поставлять 3 млн тонн сжиженного природного газа в год индийской компании GAIL. У самого концерна свободных мощностей не было, но «Газпром» нацелился на долгосрочную перспективу, готовясь к запуску собственного завода «Балтийский СПГ». Чтобы выйти на рынок Индии, компания договорилась о приобретении СПГ у НОВАТЭКа: сделку оформили между Yamal Trade (трейдинговая структура НОВАТЭКа) и Securing Energy for Europe (SEFE) – структура немецкой «дочки» «Газпрома» Gazprom Germania. Однако последняя была национализирована ФРГ и попала под контрсанкции России. В результате, напоминает Марцинкевич, страдающая от нехватки газа Германия стала перехватывать предназначенные Индии объемы.
«Сейчас эти действия прекращены. Последовало заявление Федерального сетевого агентства Германии, что немцы будут с удовольствием покупать газ НОВАТЭКа, поставляя его через СПГ-терминалы в Нидерландах. Но, поскольку контрсанкции никто отменять не собирается, НОВАТЭК не имеет возможности помочь Шольцу таким необычным вариантом – за счет сделки с SEFE. Мы свои отношения, «Газпрома» и НОВАТЭКа, выяснили, а Шольц вполне традиционно остался без газа. Но это его обычное состояние», – заявил Марцинкевич в эфире «Соловьев LIVE».
Единственной проблемой «Газпрома» в сложившейся ситуации эксперт считает судьбу индийского контракта: компания GAIL ожидаемо недовольна срывом поставок. По мнению Марцинкевича, договор в ближайшее время может быть переоформлен без немецких структур-посредников. Когда у «Газпрома» появится собственный сжиженный газ, проблем с экспортом будет еще меньше: контракты можно будет оформлять через российские структуры компании.
Германия пытается искать новые источники природного газа из-за его физического дефицита. Нехватка ресурса спровоцирована нежеланием запускать «Северный поток – 2», решать вопрос с ремонтом турбин «Северного потока» с исключением агрегатов из санкций, а также проблемами транзита через Украину и Польшу, ответственность за которые несут исключительно эти государства.