...
Dark Mode Light Mode

Школа без учителей: манипуляция цифрами демографии и кадровый провал Минпросвещения

Школа без учителей: манипуляция цифрами демографии и кадровый провал Минпросвещения

Цифры звучат обнадеживающе: почти 84% выпускников педагогических бакалавриатов и почти 89% магистров находят работу. Рекордные заявления в педвузы. «Система работает!» – хочется воскликнуть чиновникам Минпросвещения. Такой вывод можно сделать из аналитического доклада НИУ ВШЭ «Учитель на перекрестках российского рынка труда 2025». Но стоит копнуть глубже, как оптимистичная картина рассыпается, обнажая глубокий, системный кризис российского школьного образования. Кризис, который ведомство Сергея Кравцова не только не решает, но и рискует усугубить, спрятавшись за удобным, но ложным аргументом грядущей демографической ямы. Доктор социологических наук Константин Антонов анализирует появившиеся в последние дни доклады и заявления на эту тему и приходит к печальному выводу: Минпросвещения продолжает лакировать доклады и гробить систему образования, которую через некоторое время будет уже не спасти.

Выпускники есть. Учителей – нет

Аналитический доклад НИУ ВШЭ «Учитель на перекрестках российского рынка труда 2025» ставит жирный вопросительный знак над эффективностью всей системы педагогического образования. Вроде бы, доля трудоустроенных выпускников 2016-2024 годов педагогических специальностей представляется весьма  высокой:

бакалавриат и специалитет — 83,8%;

магистратура — 88,7%.

Да, выпускники трудоустраиваются. Но куда? Лишь каждый третий из работающих бакалавров (30,3%) и чуть больше трети магистров (34,8%) приходят в школы. В пересчете на всех выпущенных педагогов цифры еще мрачнее: школы получают лишь 25,4% бакалавров и 30,8% магистров. Куда же уходят остальные?

Никакого секрета здесь нет: торговля, обрабатывающие производства, здравоохранение, ИТ, госуправление. Педагогическое образование стало универсальным пропуском на рынок труда, но отнюдь не гарантией работы по специальности. Особенно тревожен феномен «репетиторства в тени»: почти 10% выпускников педагогических специальностей на конец 2024 года имели статус самозанятых или ИП как единственную занятость. Высока вероятность, что значительная часть этих людей – те самые недополученные школой кадры, ушедшие в частную практику, где нет бесконечных отчетов, конфликтов с родителями и унизительных проверок.

Вот цифры статистики альтернативной сферы трудоустройства педагогов:

торговля (20%),

обрабатывающая промышленность (18%),

ИТ (15%),

госуправление (12%).

Каждый десятый выпускник работает исключительно как репетитор (статус самозанятого).

Но и те, кто все же решается переступить школьный порог, часто не задерживаются. Данные ВШЭ рисуют картину стремительного оттока: если в первый год после выпуска в школах работают 36,7% молодых педагогов, то спустя всего 8 лет – к 2024 году – их остается лишь 25,8%. Школа не просто не может привлечь – она катастрофически не умеет удерживать. Это диагноз системе управления, условиям труда и, в конечном счете, отношению государства к учителю.

Демография: Удобный миф для бездействия?

На этом фоне звучат прогнозы о грядущем снижении числа школьников, особенно в начальных классах. Действительно, данные (учитывающие Крым, но без новых регионов) показывают устойчивое снижение численности учеников 1-4 классов: с 7,24 млн в 2024/25 году до 5,25 млн к 2030/31. В 5-9 классах рост продолжится до 2027/28 года (до 9,32 млн), после чего начнется спад, но к 2030/31 он составит 8,34 млн – лишь на 7% меньше текущего уровня. Старшая школа (10-11 классы), по прогнозам, вообще будет стабильна или даже немного вырастет (с 1,39 млн до 1,60 млн). Общий вывод по средней и старшей школе критически важен: суммарное количество учеников 5-11 классов к 2030/31 году снизится всего на 4% по сравнению с 2024/25 годом.

Школа без учителей: манипуляция цифрами демографии и кадровый провал Минпросвещения

И вот здесь рождается опасный миф, который, судя по всему, уже проникает в коридоры власти: «Зачем срочно решать кадровую проблему, если скоро детей станет меньше? Нагрузка на учителей снизится сама собой!» Этот подход не просто ошибочен – он преступно безответственен по нескольким причинам.

Текущий дефицит – критический СЕЙЧАС. Школы по всей стране задыхаются от нехватки учителей-предметников, особенно по математике, физике, химии, иностранным языкам. Вакансии закрываются не за счет новых кадров, а за счет дикой перегрузки оставшихся педагогов (до 1.5-2 ставок), привлечения неквалифицированных специалистов (библиотекарь ведет историю, учитель ОБЖ – физику) или банального уплотнения классов. Дети учатся в переполненных кабинетах, недополучая внимания. Этот кризис терзает школу сегодня, а не через 5-7 лет.

«Старение» кадрового корпуса. Огромное количество опытных учителей находится в предпенсионном и пенсионном возрасте. 14% учителей старше 60 лет, а доля молодежи к 2029 году упадет до 6%.  Массовый уход в ближайшие годы «стариков»  неизбежен. Доля молодых учителей ничтожна и продолжает сокращаться. Демографический спад в младшей школе никак не компенсирует эту гигантскую предстоящую потерю квалифицированных кадров в средней и старшей. Нам нужно не меньше учителей – нам нужно больше молодых и мотивированных педагогов, чтобы заменить уходящих ветеранов.

Региональный дисбаланс. Прогнозы – усредненные. В то время как в одних регионах (особенно в крупных городах с оттоком населения) нагрузка на учителей младших классов может снизиться, в других (сельская местность, привлекательные для миграции города) потребность останется высокой или даже вырастет. Сокращать ставки в селе часто невозможно даже при небольшом числе учеников из-за необходимости сохранения школы как социокультурного центра. А в городах рост миграции может частично нивелировать демографический спад.

Качество, а не только количество. Даже если гипотетически где-то формально снизится количество ставок, это не решит проблему дефицита по конкретным предметам и качества преподавания. Нужны не просто «тела» на ставку, а квалифицированные, мотивированные специалисты по ключевым дисциплинам. Демография не подскажет, где взять учителя физики для сельской школы.

Минпросвещения: игра в отчеты вместо решения проблем

На фоне этой тревожной картины действия Минпросвещения выглядят как косметический ремонт на тонущем корабле. Ведомство предпочитает рапортовать о «снижении» вакансий, замалчивая, что это «снижение» достигнуто за счет нечеловеческой нагрузки на оставшихся учителей и размывания требований к квалификации.

Учителя в школах получают в среднем 66,1 тыс. руб. — выше, чем в дошкольном образовании (50,7 тыс. руб.) и даже выше, чем педагоги, ушедшие в другие отрасли (62,3 тыс. руб.).

Однако фактическая нагрузка достигает «1,5–2 ставок из-за бюрократии, требований к индивидуализации обучения и воспитательной работы. В регионах учителя математики и физики часто работают на две ставки.

Программы вроде «Земского учителя» – капля в море, их масштаб (десятки привлеченных учителей на фоне потребности в тысячах по стране) просто не соответствует масштабу бедствия. Заявления о переподготовке учителей началки в предметников звучат как отписка без проработанных механизмов массового и качественного повышения квалификации.

Главная опасность – забвение: если чиновники возьмут на вооружение тезис о «спаде потребности из-за демографии», это станет идеальным алиби для свертывания и без того недостаточных программ поддержки педагогов – ипотечных льгот, «земских» выплат, программ развития. Финансирование образования могут начать урезать под предлогом «снижения нагрузки». Учитель, и без того находящийся на пределе возможностей, окажется брошенным на произвол судьбы. Статус профессии, и без того низкий, рухнет окончательно.

Что делать? Не ждать демографии, а действовать!

Ситуация требует не откладывания решения на потом, а немедленных, комплексных и амбициозных мер:

Радикальное улучшение условий труда: Не просто «повышение зарплат» в среднем по больнице, а гарантированный достойный оклад за нормативную нагрузку (не более 18 часов преподавания в неделю + оплачиваемое время на подготовку и проверку). Борьба с бюрократическим террором – сокращение отчетности до минимума. Юридическая и психологическая защита учителя от неадекватных родителей.

Зарплатная дискриминация усугубляет кризис:  часовая ставка учителя (312 руб.) сопоставима с оплатой труда рабочего средней квалификации (314 руб.) и на 30% ниже ставки медработников .

Реальная, а не показная поддержка молодых: не разовые выплаты, а системные решения: существенные подъемные, гарантированное жилье (не кредит, а служебное или льготная покупка), действенные программы наставничества, карьерные перспективы. Фокус на дефицитные специальности.

Перезагрузка педагогического образования: Тесная интеграция вузов со школами с первого курса. Глубокая практика. Обучение не только предмету, но и современным методикам, психологии подростков, конфликтологии, цифровым инструментам. Борьба с оттоком еще на этапе учебы.

Признание проблемы и диалог: Минпросвещению пора перестать лакировать отчеты и начать открытый диалог с профессиональным сообществом – учителями, директорами, профсоюзами, экспертами. Признать масштаб кризиса и работать над решением вместе.

Не снижать, а перераспределять и повышать качество: высвобождающиеся (гипотетически!) ресурсы от потенциального снижения нагрузки в младшей школе должны быть направлены не на сокращение ставок, а на: снижение наполняемости классов, повышение квалификации учителей, введение ставок психологов, тьюторов, поддержку инклюзивного образования, усиление предметной подготовки в средней и старшей школе.

Прогнозы профсоюза «Учитель» и Росстата предсказывают:

— К 2028 году 59,3 тыс. учителей начальных классов станут «лишними» из-за падения численности младших школьников на 346,7 тыс. в 2025 году и на 429,7 тыс. в 2027 году .

— Одновременно до 2027 года вырастет потребность в 13,8 тыс. учителей средней школы из-за роста числа учеников 5–9 классов на 314,5 тыс.

— Текущий дефицит учителей-предметников достигает «9%» по химии и «33%» по математике .

О старении педагогов и уходе на пенсию в ближайшее время 14% учителей старше 60 лет говорилось выше. Уточним только, что в ближайшее время придется заменить 187 тысяч ушедших на пенсию.

Поэтому мы наблюдаем явную манипуляцию статистикой: заявление о снижении кадрового дефицита игнорирует, что вакансии заполняются за счет увеличения нагрузки на действующих учителей до 2 ставок. Как отмечают педагоги: «В школе библиотекарь ведет уроки, а учитель ОБЖ — физику».

Так что «демографический прогноз» – не приговор учительству и не оправдание чиновникам для свертывания поддержки. Это карта, которая должна помочь грамотно спланировать будущее. Но будущее школы определяется не только количеством детей, но и количеством уважаемых, мотивированных, профессиональных учителей перед классом. Сегодня система теряет их катастрофическими темпами. Игнорирование кадрового кризиса сегодня под предлогом «скоро детей станет меньше» – прямая дорога к коллапсу средней и старшей школы уже в ближайшие годы, когда уйдут последние «старые кадры», а новые не придут и не останутся.

Минпросвещения рискует просмотреть эту угрозу, убаюканное собственными отчетными рапортами и удобным мифом о спаде потребности. Если государство сейчас не сделает учителя своей приоритетной инвестицией, не защитит его, не поднимет престиж профессии на должный уровень – никакие демографические волны не спасут российскую школу от глубокого и, возможно, необратимого падения качества. Пора перестать ждать манны небесной от демографии и начать действовать. Пока не стало слишком поздно.

В профессиональной среде обсуждаются предложения для решения этой проблемы, вот они:

Федеральное регулирование зарплат: отмена региональных коэффициентов, снижающих оклады; повышение ставок на 30% для соответствия статусу специалистов высшей квалификации.

Декреттирование нагрузки: законодательное ограничение рабочей недели 18 часами преподавания + 18 часами на вспомогательные задачи.

Пересмотр программ подготовки: внедрение курсов по конфликтологии, психологической устойчивости, социологии (взаимодействие общества и государства, социальные коммуникации, деятельность институтов) и цифровой грамотности.

Стимулы для молодежи: восстановление программ типа нижегородской (2005–2016 гг.), где сельские учителя получали жилье и авто. Исследования МГПУ показывают, что молодые учителя уходят не из-за зарплат (4-е место в рейтинге причин), а из-за конфликтов с родителями (1-е место), бюрократии (2-е) и отсутствия свободы преподавания (3-е).

Точечная поддержка предметников: отдельные гранты для дефицитных специальностей (физика, математика).

Демографический спад — не оправдание бездействия, а шанс перестроить систему. Без повышения престижа профессии, снижения бюрократической нагрузки и реальных инвестиций в педагогов Россия к 2030 году рискует получить школу, где один учитель ведет 8 предметов, а дети учатся у репетиторов. Как резюмируют авторы доклада НИУ ВШЭ: школа сегодня не привлекает и не удерживает кадры, а Минпросвещения предпочитает лакировать отчеты, но если срочно не перейти от слов к делу, образовательный коллапс станет неизбежным.

Источник