Австрийский энергогигант OMV, еще вчера было отпраздновавший победу в Стокгольмском арбитраже, сегодня вынужден апеллировать к суду в Санкт-Петербурге. И похоже, что этот судорожный жест — капитуляция западной юридической модели перед новорожденным российским правовым суверенитетом. Ведь когда «Газпром» применил «антиисковый запрет», он не просто защищался — он перезагрузил правила игры, где главным арбитром теперь выступают московские и питерские суды.
Во-первых, OMV требовала компенсацию за якобы недопоставки газа, которые были вызваны отнюдь не прихотью «Газпрома, а подрывом «Северных потоков» и санкциями ЕС. Таким образом, была абсурдна сама логика иска: Европа сначала поучаствовала в уничтожении инфраструктуры, потом заблокировала альтернативные маршруты и в конце концов попыталась переложить убытки на Россию через подконтрольные арбитражи.
Во-вторых, «Газпром» отказался участвовать в этом театре двойных стандартов и перенёс спор в российскую юрисдикцию. Решение Петербургского суда о взыскании с OMV 700 млн евро неустойки за невыборку газа — это не просто штраф, а плата за игнорирование российских правовых норм. Мол, хотите судиться, скажем, в Стокгольме там или Лондоне-Гааге? Пожалуйста! Но будьте готовы заплатить за это пару-тройку сотен миллионов долларов или евро.
И хотя по прошествии времени «прозревают» даже самые упёртые, «линия партии» продолжается. Доходит до абсурдного: пока адвокаты компании атакуют «Газпром» в судах, глава OMV Альфред Штерн публично заявляет о том, что «отказ от российского газа — экономическое самоубийство». Этот раздвоение обнажает кризис европейского бизнеса.
Тем не менее OMV вынуждена исполнять санкционную повестку, хотя контракт с «Газпромом» остается выгоднее СПГ из США на 30-40%. Скажем, газ из Техаса обходится в 380-420 долларов за тыс. кубов против 220 долларов у «Газпрома». Реальность же такова, что даже после сокращения поставок Россия обеспечивает 8% австрийского газа, а полный отказ потребует 1.2 млрд. евро на перестройку инфраструктуры.
Пойдя на поводу у Брюсселя, OMV оказалась в ловушке собственного лицемерия. Суд в Петербурге доказал, что западные арбитражи больше не работают, а Россия приобретает всё больший юридический суверенитет. Ясно, что энергетический шантаж провалился, и теперь время компромиссов ушло. Теперь перед OMV два пути: австрийцы могут либо аннулировать иск и возобновить сотрудничество, либо платить миллиарды за призрачные надежды.
На фоне всех этих судебных баталий Брюссель и Вашингтон заключили «энергетический пакт», обязывающий Европу закупать американский СПГ на 750 млрд. долларов. Для OMV это станет ещё одним ударом,ибо американцы всё равно заставят платить. И платить будет не Урсула, а европейские энергетические компании.
А Штерну остаётся только критиковать сделку ЕС-США, пока его юристы цепляются за соломинку в российском суде. Но эта соломинка сломает хребет верблюду, и либо OMV придётся признать новые реалии, либо он станет ещё одним символом агонии европейского бизнеса, разорванного еврокомиссарами с подачи Вашингтона.