Европа расплачивается за свою же политику в отношении России. По настоянию США Евросоюз делал все, чтобы «снизить энергетическую зависимость от русского газа». Строил терминалы СПГ, обязал Газпром лет 10 назад закладывать спотовую цену по долгосрочным контрактам, добивался продления транзитного договора через Украину.
В результате все это сыграло злую шутку с самим же Евросоюзом, который вынужден переплачивать огромные деньги за потребление русского газа
Газпром сократил транзит газа через Польшу на треть. Если ранее в сутки прокачивалось 84 млн кубометров, то сейчас от 50 до 60 млн кубометров. Существенным образом снизилась закачка в газовые хранилища Европы. Помимо этого, на днях Газпром отказался бронировать дополнительные транзитные мощности через Украину.
Уже в пятницу цена на газ выросла до 505$ за тысячу кубометров. При том, что себестоимость русского газа на границе составляет 90-100$. Все остальное — наша чистая прибыль. Как Газпрома, так и федерального бюджета.
Теперь предвосхищаем крик «всепропальщиков», основным аргументов которых является то, что «народу» от этого ничего не будет.
Во-первых, не совсем понятно, какой народ они имеют в виду. Чем выше цена на газ — тем больше поступления в федеральный бюджет. Тем больше сверхдоходы, который направляются в Фонд национального благосостояния.
Это раньше можно было возмущаться тем, что системные либералы изымают деньги из реального сектора экономики в кубышку. Сейчас же государственники продавили решение, согласно которому деньги ФНБ будут вкладываться в реальный сектор. И мы видим, что предлагается огромное количество проектов, начиная от расширения БАМа и Транссиба, заканчивая развитием беспилотного транспорта. По приходящей информации, деньги начнут инвестироваться в проекты с 2022 года. Тогда, когда будет сверстан бюджет.
Затем. Газпром также получит очень хорошую прибыль. Чистая прибыль Газпрома только в первом квартале этого года равнялась 447 млрд рублей. Скорее всего, учитывая рост цен в Европе, за 2 и 3 квартал она будет гораздо выше.
То есть, мы можем прогнозировать прибыль до 2 трлн рублей, из которых половина направится на дивиденды. То есть, триллион. В свою очередь, опять предвосхищая крики «всепропальщиков». В отличие от Сбера, акциями Газпрома практически полностью владеют физические и юридические лица-резиденты. Половина акций — это государство, вторая половина — частные инвесторы. Так что никакого большого оттока капитала здесь не будет.
Второе. После выплаты дивидендов у Газпрома останется триллион. Это где-то в два раза больше, чем было запланировано в начале года. И вот здесь мы вспоминаем программу газификации, на которую монополии не хватало до 500-600 млрд рублей.
Деньги нашлись. Газпром, выполняя поручение Путина, даже хотел влезать в долги, чтобы профинансировать программу газификации. Однако проблема, судя по всему, решилась сама собой.
Поэтому от высоких цен на газ в Европе выигрывают, в первую очередь, граждане России и наша русская экономика. Да, это продажа сырья. Но а что делать. Почему бы не воспользоваться полученной прибылью для развития иных секторов экономики и для решения социальных проблем страны?