Европа сегодня переживает очередную внушительную потерю, лишившись своих активов в России. Но этот раз европейцам пришлось пожертвовать ценным активом находящимся в республике Коми. Речь идет о стратегическом предприятии, целлюлозно-бумажном комбинате «Монди Сыктывкарский ЛПК» входящим в «Mondi Uncoated Fine Paper», австро-финскую компанию, возглавляемую Клаусом Пеллером.
«Монди Сыктывкарский ЛПК» — крупнейший в России производитель целлюлозно-бумажной продукции с объемом выпуска около 1, 2 млн тонн в год. Предприятие производит сухую товарную целлюлозу, офсетную, газетную и офисную бумагу, а так же тарный картон. Ежегодно предприятие потребляет около 3 млн тонн древесины, а готовая продукция покрывает треть российского рынка бумаги и экспортируется в 80 стран мира. Самый узнаваемый бренд компании — офисная бумага «Снегурочка»».
Когда весной прошлого года произошли известные события, австрийцы и финны, решили избавиться от своих российских активов. Ценник был выставлен довольно приемлемый — 2.5 млрд долларов. Если учесть тот факт, что в год «Монди Сыктывкарский ЛПК» давал выручку свыше $1 млрд., а валовые активы составляли $1, 1 млрд, то получается что собственники предлагали весьма выгодные условия для потенциального покупателя — полуторагодовая выручка + себестоимость активов.
Для крупного бизнеса это очень выгодные условия. Российские бизнесмены это отлично понимали, но торопится всё же не стали. Смысл переплачивать, когда можно, что называется, «дожать клиента»? Тем более что удачный опыт у российских предпринимателей есть — вон сколько они в прошлом году скупили иностранных компаний за бесценок, максимум давая продавцам не более 50% от рыночной стоимости. Причём не той рыночной стоимости, что была лет пять тому назад, а той, которая пришлась на пик западных санкций.
То что российский бизнес сбивает цену с негласной подачи Правительства Мишустина, это факт. Там давно поняли что сегодня имеется уникальная возможность забрать по максимуму, заплатив при этом минимум. Тем более, что для этого не надо особо напрягаться — зарубежные собственники всё равно покидают Россию, поэтому у них вариантов не так уж и много — либо брать что предлагают, либо просто уходить без ничего.
Подобная участь постигла и «Монди Сыктывкарский ЛПК». В результате оказавшиеся в безвыходном положении собственники были вынуждены уступить свои активы за смехотворную сумму в 80 млрд. рублей (775 млн. евро по текущему курсу). Покупателем европейского актива стало ООО «Сезар Инвест», дочка московской девелоперской компании Sezar Group (бенефициаром данной компании называется предприниматель Исай Захаряев). Т.е. получается, что прежние собственники получили меньше, чем стоили их валовые активы.
Мало того, новый собственник приобрел комбинат не за всю сумму целиком, а в рассрочку, разбив платеж на шесть частей. Первые 4 платежа составят по 13,5 млрд рублей каждый, при этом первая часть будет выплачена к концу сентября текущего года, оставшиеся три — до конца декабря 2023 года, после чего право собственности проданной компании перейдет к покупателю «Сезар Инвест», а Mondi навсегда покинет Россию. Последние 26 млрд рублей будут выплачены двумя равными частями, после закрытия сделки.
Что можно сказать — отличная сделка, несущая прямой убыток Западу. Безусловно, у них по-прежнему заморожены наши 300 миллиардов активов (которые кстати они до сих пор не могут найти в заявленном объеме), но если так дело пойдет дальше, то мы еще посмотрим кто из нас останется в минусе. «Монди Сыктывкарский ЛПК» это не первое предприятие, которое Россия на вполне законных основания приобрела за минимальную цену после 24 февраля. Причем российский бизнес делает все для того, что бы выкупать предприятия значительно ниже себестоимости их активов, а это уже прямой ущерб Западу.
Очень отрадно наблюдать за тем, как Россия наконец стала возвращать свои стратегические предприятия, которые мошенническим способом были распроданы с молотка в 90-е, а Сыктывкарский ЛПК это именно одно из таких предприятий. Да, европейцы за последние 15 лет существенно вложились в производственные мощности комбината, сделав из него образцовое производство. Однако это их головная боль и их растраты. Мы же со своей стороны возвращаем лишь то, что по праву принадлежит нам, с чем нас и поздравляем.