И это не угрозы какие-то или ещё что-то подобное. Угрожает, получается, как раз министр иностранных дел Турции, когда заявляет:
«Украина сделала нам официальный запрос [по закрытию проливов для прохода российских военных кораблей]. Положения Конвенции Монтре предельно ясны и точны. До сегодняшнего дня Турция без колебаний выполняла Конвенцию Монтре. В войне, в которой Турция не является одной из сторон, могут быть приняты меры в отношении участвующих в ней стран. Турция может ограничить проход военных кораблей через проливы. Однако Конвенция Монтре также предусматривает, что корабли участвующих в войне стран могут возвращаться на свои базы, и это должно быть им разрешено»
Однако, министр иностранных дел Турции очень сильно лукавит.
Прямой текст конвенции в части закрытия проливов гласит:
Статья 19
Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы <…> в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Статья 20
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого Правительства.
Статья 21
В случае если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции.
Военные корабли, которые, пройдя Проливы ранее использования Турцией возможности, предоставляемой ей предшествующим абзацем, оказались бы таким образом отделенными от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты. Условлено, однако, что Турция может не дать воспользоваться этим правом кораблям Государства, позиция которого вызвала бы применение настоящей статьи.
Соответствующего договора между Турцией и Украиной нет, потому Анкара не может закрыть проливы согласно Конвенции. И заключать она его вроде как не планировала. Во всяком случае данных об этом нигде нет.
Таким образом, ограничить проход российских кораблей через проливы Турция может только в случае военной угрозы себе или войны.
Ни того, ни другого не ожидается. Со стороны России точно.
Либо Турция решила так хитро поугрожать России? Особенно в свете такого заявления:
Эрдоган отметил, что «советами на ситуацию не повлиять». «Мы говорим с партнерами, спрашиваем, что Европа сделала, делает или будет делать помимо пустых советов. Ничего. Так ничего не изменить. Мы и сегодня на саммите НАТО обсудим, что может быть предпринято», — сказал он. Турецкий лидер выразил надежду, что по итогам саммита альянса будут приняты конкретные решения.
Судя по всему, Анкаре не терпится взять реванш за Сирию, Ливию, Карабах.